АЛЛИЛУЙЯ!
С АМЕРИКАНСКИМ АКЦЕНТОМ,
или штрихи к портрету сектанта

Предисловие

Свидетельство

Часть первая

Необходимые пояснения

О душе человека

О страстях

Человек и мир духов

Часть вторая

Необходимые пояснения

Первый штрих к портрету: ложь

Второй штрих к портрету: ложь и её виды

Третий штрих к портрету: гордость

Четвёртый штрих к портрету: прелесть

Часть третья

Необходимые пояснения

Часть четвёртая

Эпилог

Использованная литература

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.

Эпилог.

В чем же духовная опасность от таких «церквей», «пророков» и «чудотворцев»? То, что написал в своей книге игумен Евмений, поможет понять духовные причины образования сект. «Речь часто отражает лежащее в основе нарушение мышления и восприятия действительности. Фразы выглядят туманно и замысловато. Тяготение к религиозности и мистичности в настроении и ощущении может проявиться на ранней стадии. Причудливые комбинации религиозных символов, изречений, образов и цитат, произнесенных шизофреником, могут показаться поразительно похожими на «вещание духа», «благодатные глаголы» <...>.

Как склонны духовно неглубокие люди делать из шизофреника «прозорливца», «юродивого»? Чаще всего оказывается, что те, кто обольщаются подобными «чудотворцами», сами имеют предрасположенность к болезни, которую принято называть «латентной», т. е. скрытотекущей шизофренией. Их отклик на шизофренический бред, выражающейся в форме почитания «чудотворца» (в нашем случае, как пример, почитание адвентистами Е. Уайт, или мормонами И. Смита и других - авт.), создание его культа, еще глубже затягивает несчастного больного в осознание своей значимости и необычности. Он начинает верить в то, что его бредовые идеи исходят «непосредственно от Бога», а попытки приостановки его действий свидетельствуют о том, что он «блажен, егда поносят...» (28.169,170).То есть в секту собираются, образно говоря, как в «клуб по интересам», а точнее «по страстям».

К этому, очевидно, следует добавить, что попадающий в секту даже психически здоровый человек рискует заболеть, подхватив лукавый демонический дух секты. Об этом было написано, когда говорили о заразности параноидального и шизофренического бреда при близком эмоциональном контакте. Например, во время совместной молитвы. Поэтому - то Апостольские правила, предупреждая нас, оберегая наши души и без того деформированные грехом, строго запрещают: «С еретиками вместе не молиться, и не ходить на молитву в их сборище» (Апост.45,65; Лаод.ЗЗ). А сектанты утверждают, что Каноны не нужны. Еще и как нужны!

Предостережение! Чтобы не заразиться чуждым духом, не входите в молитвенное общение с сектантами.

Ну, а если к этому добавить опасность от возложения рук делателей, не имеющих Апостольской преемственности, о чем много написано выше, передающей дух далеко не Христов, то станет понятным опасность хождения в секту, когда к своим страстям можно приобрести такое, «что с того времени не будет у нас уже никакого попечения о праведности» (5.149), как написал преп. Исаак Сирин.

Это и является духовной основой возникновения тоталитарных сект. Такому сектанту, ведомому духом противления и лукавства, невозможно что-либо доказать, его невозможно переубедить логическими доводами, даже на основе Священного Писания. А сектанту, решившему порвать с сектой, очень трудно воцерковиться в Православии, потому что подхваченный дух, пока не побеждены страсти, будет сражаться за душу, оказывая влияние на нее.

* * *

Однако, может возникнуть закономерный вопрос. Неужели ничего из написанного нет в Православии? Естественно есть. Но это имеющееся имеет существенные отличия, которых мы косвенно коснулись, сравнивая литературу протестантизма и святоотеческих творений.

Во-первых, Церковь Православная своими святоотеческими аскетическими творениями учит, что такое страсти, как вести борьбу и побеждать их, что является их основой, как распознавать и преодолевать такие состояния души, как «прелесть», «мнение» и многое другое, о чем весьма кратко и пространно говорилось выше. Сектантская же литература учит как раз обратному: как страсти преумножить, самообман углубить, во лжи пребывать, а «мнение» и «прелесть» приобрести и усугубить, о чем тоже написано, и в чем каждый может убедиться, прочитав изложенное или прочитав сами первоисточники, буквально до страницы указанные в нашем тексте.

Во-вторых, исходя из написанного, можно однозначно заключить, что Православная Церковь говорит об исцелении души, и дает возможность исцеления, являясь тем самым Церковью лечащей и спасающей души. В Православии описанные духовные и душевные болезни присущи отдельным членам церкви, а не Церкви как таковой, во всей ее полноте. Сектантская литература, отражающая дух сектантских «церквей», воспитывая своих членов, культивирует тем самым прогрессирование заболеваний духа и души, которые присущи уже не отдельным членам, а всей «церкви».

В-третьих, Православие имеет и благодатные средства для истинного исцеления, то есть единства духа, души и тела. Эти средства - Таинства Церкви, в которых тайным, т.е. невидимым образом, Сам Христос врачует душу и спасает человека. И Таинства совершают законно поставленные Духом, имеющие Апостольскую преемственность, пастыри Православной Церкви, которым Христом дано право: «ходя проповедуйте... больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте...» (Мф. 10.7,8), и чего вовсе нет в сектантстве.

В-четвертых, исходя из написанного, даже будучи душевно болящим, человек, находящийся в Православии, доколе будет в нем, доколе будет пребывать в послушании, всегда будет иметь благодатную помощь Самого Бога в самой тяжелой, но необходимой победе над самим собой...

И еще... Наверное некоторых будет интересовать немаловажный вопрос о том, как убедить человека, попавшего в секту, в пагубности выбранного им пути? Что ответить сектанту, заманивающему в секту?

Думаю, из написанного понятно, что находящийся в определенном душевном и духовном состоянии самообмана (лжи) человек, скорее всего не услышит ваших увещеваний, и не из-за истины, но из-за гордости будет стоять на своем. Так бывает чаще всего, но есть и исключения. Пример такого исключения, приведен в начале статьи «Свидетельством» бывшего сектанта.

И написанное вовсе не означает, что за душу человека не нужно бороться. Однако, здесь лучшим методом убеждения является ничто иное, но только пример собственной жизни, исполненной любви и спасительными христианскими добродетелями. «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, спасись сам и тысячи вокруг тебя спасутся», - увещевает нас преподобный Серафим Саровский. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5.16). Конечно, тяжело начинать помощь другому с самого себя, но другого пути нет.

А чтобы суметь ответить тому, кто заманивает в секту, нужно постоянно самому возрастать в Православии, учиться Православию. Пребывать в чтении Евангелия и литературы Святоотеческой. Нужно знать, о чем говорить, и постоянно помнить, с кем говоришь, имея ввиду состояние души и духа собеседника, описанные выше.

Ну, а из практических советов можно предложить следующие:

•  ни в коем случае не позволять втянуть себя в бесплодную дискуссию - это ничего не даст;

•  постоянно возвращать беседу к вопросу: «Что ты знаешь о Православии, его учении и богословии, какие труды святоотеческие читал?».
Когда выяснится, что ни учения, ни богословия Православия собеседник не знает, станет ясно, что он пребывает в самообмане о Православии, во лжи... (об этом написано выше);

•  если указывают на искажения православными чего-то, написанного в Священном Писании, нужно правильно расставить акценты, разделяя евангельское вероучение в его полноте и чистоте и носителей этого учения, которым свойственно ошибаться. Говоря об искажениях, можно спросить: «Где в учении Православия или у Святых Отцов, вы читали, что нужно искажать Библию или то, что вы в ком-то увидели?». И, если собеседник не читал, а он не читал, можно смело уличить его в ложном понимании Православия, во лжи (читай выше), ведь нельзя же судить об учении, по тем, кто его искажает, и нельзя отвергать того, о чем не ведаешь, только потому, что его кто-то исказил;

•  вообще, любые выпады против Православия, нужно сводить к тому, где в православной вероучительной литературе это написано? Если не написано, то чего уходить в секту, а если не читали, то не обманывайтесь, а прочтите;

•  и если выяснится, что собеседник православную святоотеческую литературу не читает, предложите ему, ради объективности, почитать Святых Отцов, а потом продолжить беседу. Думаю, что, прочитав Святых Отцов, ищущий Истину сектант, милостью Божией более поставит вопросов протестантизму об искажениях веры, чем православным. И Святые Отцы, предстоящие Престолу Божию, молясь за нас и за них, сделают гораздо больше, чем мы, своим духовным скудоумием. Нужно только к ним, к Святым Отцам Православия, сектанта подвести.

«Повсюду со мной была моя растерзанная, окровавленная душа, и ей невтерпеж было со мной, а я не находил места, куда ее пристроить <...> К Тебе, Господи, надо было вознести ее и у Тебя лечить».

«Исповедь» Блаженного Августина,
Епископа Гиппонского.

Вернуться