АЛЛИЛУЙЯ!
С АМЕРИКАНСКИМ АКЦЕНТОМ,
или штрихи к портрету сектанта

Предисловие

Свидетельство

Часть первая

Необходимые пояснения

О душе человека

О страстях

Человек и мир духов

Часть вторая

Необходимые пояснения

Первый штрих к портрету: ложь

Второй штрих к портрету: ложь и её виды

Третий штрих к портрету: гордость

Четвёртый штрих к портрету: прелесть

Часть третья

Необходимые пояснения

Часть четвёртая

Эпилог

Использованная литература

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.

Необходимые пояснения

«Не здоровые имеют нужду во враче, но болящие» (Мф.9.12), и каждый человек, искренне ищущий Бога, рано или поздно начинает понимать, что его душа серьезно больна. Эта болезнь, как было написано выше, болезнь собственно греховной природы человека. Но очень часто болезненные проявления греховной природы человеческой души можно охарактеризовать, как душевное расстройство или болезнь с медицинской точки зрения.

Вот как об этом пишет профессор Д.Е. Мелихов: «Религиозные переживания в общей структуре личности могут занимать очень разное (прямо до противоположности) положение: они могут быть в случаях патологии непосредственным отражением симптомов болезни (галлюцинаций, бредовых идей, физически ощущаемого воздействия на мысли и физические проявления человека). Они могут быть и проявлением здоровой личности, и тогда, даже при наличии болезни, они помогают больному сопротивляться ей, приспособиться к ней и компенсировать дефекты, внесенные болезнью в личность больного» (28.31).

Перекладывая вполне мирское высказывание профессора Д. Мелихова на язык аскетики, можно напомнить следующее: «От возмущения злых страстей, которым подвержена душа, происходит помрачение разума и развращение воли...» (8.7), и, если человек предан страстям, «различным образом и порядком раболепствует им» (36.19), то в его жизни это может проявляться в виде психических патологий и являться «отражением симптомов болезни», проявляющейся в виде галлюцинаций, в аскетике - видений, восхищений и т.п.(21.234,235). Вспомним Е. Уайт, увидевшую во всемирном масштабе «сцены непрерывной борьбы между добром и злом <...> между Христом, Князем жизни, Совершителем спасения, и сатаной...», увидевшей «сцены прошлого и будущего» (24.8.9). Или незабвенного Чарльза Хантера, восхищенного Духом, который «все это наблюдал, будучи на небесах»(33.9).

Может проявляться в виде бредовых идей (о бреде см. ниже - авт.), в аскетике - воображений и мечтаний, как у Пэта Робертсона, возомнившего, что «открытые им законы... они, и только они, способны остановить сползание мира к анархии и диктатуре» (25.8-10), с упоминавшейся уже Е. Уайт, стремившейся, чтобы с помощью ее книги, все люди «освободились от власти тьмы» (24.8,9). Или физически ощущаемое воздействие на мысли и физические проявления человека, в аскетике - «мнение», о котором Святитель Игнатий Брянчанинов писал, что «собственно мнение - действует без сочинения обольстительных картин: оно довольствуется сочинением поддельных благодатных ощущений и состояний, из которых рождается ложное, превратное понятие о всем вообще духовном подвиге <...> Эти разнообразные ощущения являются от действия утонченных тщеславия (вспомните: Все за Дереком Принсем) и сладострастия (упоение от глассолалии, говорения языками в харизматических сектах,): от этого действия кровь получает греховное, обольстительное движение, представляющееся благодатным наслаждением... из этого рода прелести возникли пагубные ереси, расколы, безбожие, богохульство» (21.250,253).

Помня слова Христа: «Кто скажет брату своему «безумный», подлежит геене огненной» (Мф.5.22), нужно сказать, что автор вовсе не считает сектантских писателей, чьи цитаты будет использовать, лишенными ума. Скорее наоборот, только это «лжеименный разум, которым заражен весь мир» (21.230), когда «страшный змей влагает в нас мудрость» (15.448).

Также учитывая, что в разговорной речи психиатрические термины несут совсем другие смысловые оттенки, отметим, что рассматриваемые нами далее некоторые группы и типы еще не отражают психических заболеваний в их развернутом виде, тем более не отождествляются с конкретной личностью, а приводимые примеры, цитаты и ссылки являются всего лишь иллюстрацией как душевного повреждения, так и предрасположенности к психоболезни.

Итак, следует отметить, что приход человека в секту, как правило, соответствует тем или иным характерологическим особенностям человека. Они, особенности, условно разделяются на группы и типы, соответствующие поведенческим признакам людей.

В перечисленных нами примерах можно выделить следующие группы:

ПАРАНОИКИ. Эту группу составляют «не всегда психически больные люди. Самым характерным свойством параноиков является их склонность к образованию так называемых сверхценных идей (вспомним «Великую борьбу» Е. Уайт (24.8,9) и «Невидимое царство» Пэта Робертсона (25.8- 10)...), во власти которых они оказываются <...> Самой важной такой сверхценной идеей параноика обычно является мысль об особом значении его собственной личности (вспомним «Откуда все это появилось» П. Рогозина (9.3), или «Исцеление больных» Ч. и Ф. Хантеров (33.9), или исключительным даром говорения языками у пятидесятников и харизматов, выделяющий их из остального христианского мира).

Соответственно этому основными чертами психики людей с параноическим характером являются очень большой эгоизм и чрезмерное самомнение» (28.110), о чем уже говорилось выше.

«Параноидные симптомы характеризуются систематическим параноидным бредом. Что же такое бред? Это такая идея, которая:

1) Не соответствует действительности или искажает ее».

В качестве примера можно привести уже упоминавшуюся книгу «Откуда все это появилось» П. Рогозина, полностью искажающую действительность о Православии.

Или говорение языками в харизматических сектах, что воспринимается сектантами как Дар Божий, а язык, на котором они говорят, за язык ангельский. Что и не соответствует и искажает действительность, хотя бы потому, что Дух Божий не будет соседствовать с прелестным духом лжи, которым заражены сектанты. Да и Апостольской преемственности Духа они не имеют, о чем тоже было сказано выше. Об этом свидетельствует и следующий пример.

Раба Божия Екатерина, 16 лет. Переехала с родителями в Днепропетровск из зоны грузино-абхазского конфликта. Поведена была подругой на «служение» в харизматическую секту. При говорении сектантов языками, буквально выскочила из зала, где проводилось «служение». На вопрос подруги о причине такого поступка ответила, что находящиеся в зале похабно ругаются на грузинском языке, и она не намерена это выслушивать и такое «служение» посещать.

Очевидно, что здесь приходится скорее говорить не об ангельском языке, за который его принимают харизматы, а о том, что в психиатрической практике носит термин «копролалия». Он обозначает те случаи, когда человек, не только болящий, но и с виду нормальный, начинает ругаться матом и испытывает к этому непреодолимое влечение, как харизматы к своим «молитвам», и это говорение языками носит все признаки психического заболевания с названием синдром Туретта. Следует также отметить, что рост количества харизматических сект с говорением языками совпадает с повальным «говорением» матом.

2) Признаком бреда является «такая идея, которая полностью овладевает сознанием больного».

Вспомним хотя бы призыв Лэрри Гордона «последовать за ним до конца», или «финансовый урожай» Дж. Аванзини, или Пэта Робертсона и его «Невидимое царство» с действующими законами, которые спасут мир, или «исцеление всего мира» Хантеров, или Е. Уайт...

Иллюстрацией такой идеи может служить также стремление адептов секты свидетелей Иеговы войти в число 144000 избранных, составляющих «небесное правительство», и править со Христом. «Вскоре после 1914 года (по мнению «свидетелей» Христос «начал править на небе» в 1914 году - авт.) остаток, т. е. «небесное правительство», которое будет царствовать с Иисусом и состоящее из 144000 избранных от Земли, которые имеют надежду править со Христом на небе...» (39.9). Имея эту «надежду», «свидетели» активно вербуют новых адептов, потому что, кто приведет в секту 50 новых членов свои шансы быть избранным резко увеличит.

3) Бред - это также «такая идея, которая возникает на болезненной основе, почве».

Этой почвы хоть отбавляй. Об этом мы писали выше, приводя слова преподобного Ефрема Сирина, что «недугом души есть страсти <...>, выводящие ее из собственного здравия» (5.20). Это не только «закваска зловредных страстей» (4.16), но и «недуги греха» (5.240), и бунтарский дух, и прелесть, о которых тоже выше написано. Поэтому долго останавливаться на этом не будем.

4) Бред - это также такая «идея, которая недоступна коррекции, исправлению никакими доводами разума, логики».

Это происходит из-за духовной болезни, которая в святоотеческой литературе называется «мнением». Сектанты считают себя исполненными благодати Божией, достойными запросто разговаривать с Богом, и даже считают себя «святыми». А православные святые пишут так: «Мнящий о себе, что он бесстрастен, никогда не очистится от страстей; мнящий о себе, что он исполнен благодати, никогда не получит благодати; мнящий о себе, что он свят, никогда не достигнет святости. Просто сказать: приписывающий себе духовные делания, добродетели, достоинства, благодатные дары (как, например, дар говорения языками - авт.), льстящий себя и потешающий себя «мнением», заграждает этим «мнением» вход в себя духовным деланиям, и христианским добродетелям, и Божественной благодати, - открывает широко вход греховной заразе и демонам. Уже нет никакой способности к духовному преуспеянию в зараженных «мнением»: они уничтожили эту способность, принесши на алтарь лжи самые начала деятельности человека и его спасения - понятия о истине. Необыкновенная напыщенность является в недугующих этой прелестью: они как бы упоены собою, своим самообольщением, видя в нем состояние благодатное. Они пропитаны, преисполнены высокоумием и гордостью, представляясь впрочем смиренными для многих...» (21.248).Это-то «мнение» и недоступно коррекции и исправлению доводами разума и логики.

Сами по себе «бредовые идеи противостоят свидетельству чувств и рассудка, результатам проверки и доказательствам». Поэтому сектанты, в беседе об искажениях духовных или искажении ими евангельских истин, будут искать не сами истины, а оправдание своим искажениям. Как пример, если говорить с сектантом об отсутствии у них апостольской преемственности, в ответ услышишь какое угодно оправдание того, что она не нужна, вплоть до открытого отрицания Евангелия.

А теперь продолжим: «Различают первичный и чувственный бред. Первичный бред возникает, как единственный признак расстройства психической деятельности, спонтанно. При нем нарушается преимущественно рациональное, логическое познание - отражение внутренних свойств действительности <...> Высказывание подкрепляются цепью доказательств, фактов, которые истолковываются предвзято».

В качестве иллюстрации можно привести высказывания сектантов, в частности, С. Санникова и его книгу «Возложение рук», где вразрез Евангелию, говорящему, что « чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святой» (Деян.8.18), выстраивается цепь доказательств и фактов, истолкованных предвзято и приводящих к выводу, что «Дух подается<...> не возложением рук». Об этом мы тоже говорили.

Можно проделать такой опыт. Спросите у любого харизмата, может ли он представить себе Христа, который, как у харизматов на служении, визжит, прыгает, машет руками <...>- вобщем, бурно радуется, и вы обязательно получите ответ, что так делал пророк Давид. Смотрите, вы о Христе, вам о Давиде. Не правда ли, странная логика...

Одна из разновидностей бреда - «чувственный» (образный, вторичный) - ему часто сопутствуют расстройства восприятия в виде галлюцинаций, эмоциональных расстройств, двигательных возбуждений <...> Бред нагляден, в нем преобладают воображения, фантазии, грезы». Вспомним «Великую борьбу» Е. Уайт, или «Исцеление больных» Ч. и Ф. Хантеров. Сравним с написанным Святыми Отцами о прелести и «мнении»...

Писать об этом можно много, однако, написанное о параноидальном бреде следует завершить следующим предупреждением: «Вирус подобной душевной болезни заразителен. Совершенно незаметно любой психически неустойчивый человек, находящийся в эмоциональном контакте с параноиком, начинает мыслить, думать его логическими блоками <...> Параноидальный бред (как и шизофренический) заразителен при близком эмоциональном контакте!» (28.110-115,178,179). Причину этого можем найти у того же С. Санникова, в уже упоминавшейся книге «Возложение рук», когда он написал «о подмене духовной силы» на «сатанинскую» (13.13), в практике возложения рук людьми, не имеющими Апостольской преемственности. Дух, получаемый возложением рук самочинных пастырей, и приводит к тому, что в сектах можно получить параноидальные симптомы, впустив этот дух в себя.

Вернуться