АЛЛИЛУЙЯ!
С АМЕРИКАНСКИМ АКЦЕНТОМ,
или штрихи к портрету сектанта

Предисловие

Свидетельство

Часть первая

Необходимые пояснения

О душе человека

О страстях

Человек и мир духов

Часть вторая

Необходимые пояснения

Первый штрих к портрету: ложь

Второй штрих к портрету: ложь и её виды

Третий штрих к портрету: гордость

Четвёртый штрих к портрету: прелесть

Часть третья

Необходимые пояснения

Часть четвёртая

Эпилог

Использованная литература

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

Необходимые пояснения.

 

«Протестантизм - обозначение совокупности доктрин и сект, возникших из Реформации XVI в.

Сектой называется организованное общество людей, разномыслящих с господствующей церковью, но согласных друг с другом в религиозном отношении»

ХРИСТИАНСТВО. Энц. словарь

Православное Богозрение, в отличие от умозрения человеческого, основывает свое созерцание на Откровении, полученном от Бога, и потому владеет суждением объективным, способным видеть выход из всякого безнадежного, на первый взгляд, духовного состояния, связанного с эпохой отступничества, проникать и заглядывать в самые отдаленные глубины души, заглядывать в глубины веры, помогает исследовать глубину каждого понятия в силу категоричности мышления и точных приемов заключений, изложенных в такой святоотеческой науке как аскетика.

Что такое «трезвение» - искусство борьбы с помыслами? Что такое «борьба со страстями»? Что такое вообще «страсть»? Что такое «грех» и как он деформирует душу?... Как связано состояние человеческой души с восприятием веры и как неправильное восприятие веры влияет на состояние души?...

Вот почему до сих пор для многих православных христиан сочинения Отцов-подвижников Древней Церкви и сравнительно недавнего прошлого являются «хлебом насущным», питающим душу и помогающим избегать и побеждать соблазны лукавого века. Сквозь призму аскетики можно рассмотреть и понять причины того, почему в исканиях Бога люди порой отходят от Церкви, в которой присутствует Сам Бог.

Этим и вызвана попытка описать духовный и психологический портрет протестанта (сектанта)*, независимо от его религиозной ориентации.

Православная вера исповедуется, прежде всего, Духом, но, чтобы не отвергнуть отрицателей, не оставить в неведении безразличных и неуверенных, настоящий вопрос попытаемся взвешивать мышлением, идя в рассуждениях рассудочным путем, опираясь при этом на православное аскетическое понимание, сравнивая его с пониманием сектантским. Основой для сравнения будут при этом святоотеческие творения, как отображающие Дух и содержание учения Православия, с одной стороны, и протестантская литература, как отображающая дух и содержание учения сектантства, с другой.

Нужно сразу оговориться, так как в сектантстве находятся самые разные люди и по самым разным причинам, и поскольку сектантство весьма многообразно в своих проявлениях, то рассматриваться будут только те стороны души и характера, которые являются общими для всех, находящихся в сектах.

Рассматриваемое состояние души будет непосредственно касаться и тех, кто не является членом какой-либо секты, однако в чем-либо не согласен с Православной Церковью («Я верю по-своему» или «У меня своя вера») и, ведомый этим несогласием и незнанием, или нежеланием знать Православие, отпал от нее, а также тех, кто формально находясь в лоне Православия, поставляет свое мнение или мнение кого-либо другого, например, «старца», выше соборного мнения Церкви. Последнее особенно опасно тем, что «разномыслие с господствующей церковью» находится внутри церковной ограды и составляет раскол, внешне сохраняя видимость православности.

Это касается и всех тех, кто считает себя православными. Но, помня слова святителя Игнатия Брянчанинова о том, что «прелесть есть состояние души всех человеков, без исключения <...>, все мы в прелести» (21.230), и, осознавая, что пока сердца наши исполнены страстей..., в нас самих остается причина и источник раскола.

Далее рассматриваться будет только состояние души сектанта, а не вероучение той или иной секты. Однако, вероучение, не в своей полноте, а в частностях, будет так или иначе присутствовать в рассматриваемых вопросах, поскольку состояние души сектанта, напрямую связано с содержанием самого учения, несущего в себе не только отрешение от церковных авторитетов, но и имеющих оппозиционное отношение к православному учению. В связи с этим нами будут использоваться в качестве иллюстративного материала, как было указано выше, духовная литература протестантских авторов, касающаяся настоящего вопроса. Литература, формирующая личность верующего и отражающая исповедание той или иной протестантской деноминации.

И, наконец, рассмотрению будут подлежать характерные общие черты, имеющиеся у сектантов, проживающих на исконно православных землях. Это потому, что психология человека, проживающего в протестантских странах, например США, где не было «господствующей церкви» и, в религиозном плане фактически состоящей из сект, отличается от психологии и состояния души сектанта, проживающего у нас. Отличается тем, что там человек не стоит перед выбором - православие или секта, а стоит перед выбором между сектой и сектой, что определенным образом влияет на состояние духовности человека. Однако, состояние души будет рассматриваться в прямой зависимости от исповедования веры, пришедшей из-за рубежа, так как в формировании сознания сектанта имеется прямая связь с зарубежьем, от литературы, телерадио программ... и до зарубежного акцента и интонаций голоса.

* * *

Следует также указать следующее. Во всех духовных вопросах, в поисках Истины, Бога, спасения... обязательно присутствует влияние невидимого духовного мира, ангелов и демонов, о чем святитель Игнатий Брянчанинов писал так: «Большинство людей чуждо всякого понятия о духах, или имеет о них одно теоретическое, самое поверхностное, самое неясное и неопределенное понятие, почти равновесное совершенному незнанию. В современном обществе человеческом, преимущественно в обществе образованном, многие сомневаются в существовании духов, многие отвергают его. Сомневаются в нем и отвергают его даже те, которые признают существование души своей <...> Для слепых разные цвета и предметы чувственного мира как бы не существуют: так и для ослепленных падением мир духовный и духи как бы не существуют. Неведение нами чего-либо никак не служит признаком небытия его» (1.3,6). О влиянии на нас духовного мира, вкратце, будет сказано далее.

Рассматриваемые вопросы будут изучаться также с позиций христианской антропологии, науки о человеке, рассматривающей личность в цельности духа, души и тела, в единстве ее духовных, душевных и телесных проявлений, в настоящее время разделенных грехопадением. Об этом священномученик Ириней Лионский написал так: «Совершенный человек состоит из трех: плоти, души и духа, и в коих один (дух) - спасает и образует, другая (плоть) - соединяется и образуется, а средняя между ними двумя (т.е. душа) тогда, когда следует духу, возвышается им, а когда угождает плоти, ниспадает в земное похотение» (7).

Суть же и причины разделения естества человеческого преподобный Симеон Новый богослов сформулировал следующим образом: «Первозданный человек был соединен со Святым Духом Содетеля всяческих Бога; но будучи прельщен лукавым диаволом и злоупотребив данным ему от Бога самовластием, сделался преступником заповеди Божией и тотчас лишился благодати Святого Духа, коею был осеняем <...> Как тело умирает, когда отделяется от него душа, так и когда от души отделяется Дух Святой, душа умирает. Жало смерти сей есть грех, потому что смерть и тление суть порождение греха. Душа чрез грех умерла для вечной жизни, отделившись от Духа Святого и от царства Его <...> Когда благодать Святого Духа отделяется от души, тогда все ее помышления и пожелания разливаются и растлеваются» (2.44- 46), теряя составлявшее единство духа, души и тела в Духе Святом.

И с позиций сотериологии (учении о спасении человека) восстановлении его души, поврежденной грехопадением и обретении единства и цельности духа, души и тела Духом Божиим. «Сего ради Бог человек бысть да снидет в Него, яко в Бога, Бог Дух Святый, и да пребудет в Том, от Коего не отлучался, дабы потом чрез общение и соединение с Ним, Божество соединялось с каждым человеком, общающимся с Ним, и сочетавающим воедино, то есть в волю Божию, все помышления и желания свои» (2.47).

А также с позиций психологии, как научной, так и православной, как составной части сотериологии. Последняя имеет своим основанием аскетику (от греч. «аскео» - упражняюсь в добродетели, в подчинении своей воли) - науку, занятую изучением, практическим решением и путями преодоления проблем внутренних конфликтов человека, составляющую соединение целостного живого знания о греховной природе человека, берущей начало в его страстях, и святоотеческое искусство евангельского врачевания человеческих душ. О внутренних конфликтах сектантов речь также будет идти далее.

О душе человека

«На очереди, - пишет Блаженный Августин, - теперь стоит весьма трудный вопрос о душе, вопрос, над которым трудились многие, оставив, впрочем, достаточно места и нам»(3.471), и о влиянии духовного мира на человека и, в частности, на его душу.

«Как небо и землю сотворил Бог для обитания человеку, так тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселиться и успокоится в теле его, как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его»(4.9)<,..> «Душа - дело великое и чудное. При создании ее, такою сотворил ее Бог, что в естество ее не было вложено порока; напротив того, сотворил ее по образу добродетели Духа, вложил в нее законы добродетелей, рассудительность, ведение, благоразумие, веру, любовь и прочие добродетели, по образу Духа»(4.10), - писал о душе преподобный Макарий Великий.

И блаженный Августин поясняет; «О душе же, которую Бог вдунул в человека дыханием в лице его, я всего лишь утверждаю: что она - от Бога, но не Его субстанция; что она бестелесна, т. е. не тело, а дух, не из субстанции Его происходящий, но сотворенный не так, чтобы в его природу превратилась какая - либо природа тела или неразумной души; что она сотворена из ничего; что она бессмертна по некоторому образу своей жизни, которую не может ни в коем случае потерять, однако, по некоторой своей изменяемости, в силу которой она может быть лучше или хуже, она может быть справедливо названа и смертной, ибо истинное бессмертие имеет только Тот, о ком сказано: «Единый имеющий бессмертие» (1Тим.6.16) (3.496).

«Падением изменились и душа, и тело человеческие»(1.8), поскольку, имея возможность быть «лучше или хуже», человек поддался искушению. «Да и не может быть так, чтобы собственная воля (наша) не обрушилась на человека тяжестью падения, если он высокомерно предпочитает ее воле высшей. Это-то человек и испытал, преступив заповедь Божию, и путем этого опыта узнал, какое существует различие между добром и злом, добром послушания и злом непослушания, т. е. гордости и упорства, превратного подражания Богу и преступной свободы (3.516)... - свободы произволения, которая может преклониться на доброе и худое» (6.443).

Падение же человека было так: «Побеседовало с ним лукавое слово: Адам сначала принял его внешним слухом, потом оно проникло в сердце его, и объяло все его существо - (пленило его)» (4.15). «Адам, преступив заповедь, <...> предал душу врагам, демонам и страстям; и они, обольстив ее, совершенно уничижили <...>, наполнив греховною тьмою, постыдными страстями и всяким бесславием» (4.14).

О страстях

О страстях же, наполнивших душу, нужно сказать следующее: «страстями называются те злые склонности сердца человеческого, которые влекут его к деланию того, что противно и здравому смыслу, и разуму, и чистой совести, и Закону Божию. От возмущения злых страстей, которым подвержена душа, происходит помрачение разума и развращение воли... Страсти возмущаются от худого воспитания, от своего нерадения, от примера преданных страстям людей, от плоти, воюющей на дух... от искусителя диавола, прельстившего Адама и дерзнувшего искушать Сына Божия» (8.7-9). Преподобный Исаак Сирин говорил, что «недугом души есть страсти, нечто случайное, прившедшее в естество души, и выводящее из собственного здравия (5. 20)... Без чистоты от страстей душа не врачуется от недугов греха и не приобретает славы, утраченной преступлением» (5. 240).

Запомним последнее, чего не имеет душа «без чистоты от страстей», так как это особенно важно для дальнейших наших рассуждений, потому что касается всех: «Но, как преступивший заповедь Адам принял в себя закваску зловредных страстей, так и родившиеся от него, и весь род Адамов (по преемству), стали причастниками оной закваски» (4.16). Говоря же о страстях, из всего их множества святоотеческие писания выделяют «главных страстей восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость» (40). «Эти восемь страстей, хотя имеют разное происхождение и разные действия, <...> соединены между собою особым неким сродством <...> Хотя эти восемь страстей искушают весь род человеческий; впрочем не на всех одинаковым образом нападают» (19.17 ,19).

Человек и мир духов

О влиянии духовного мира на человека и его душу также много сказано в святоотеческой литературе, обобщая которую святитель Игнатий Брянчанинов написал: «Святые духи уклонились от общения с человеками, как недостойными такого общения<...>». О святых духах святитель Игнатий написал «уклонились от общения». Но уклонились, вовсе не означает, что устранились. Святитель написал всего лишь об общении с нами. «Всем нам, находящимся в рабстве у греха, надо знать, что общение со святыми Ангелами несвойственно нам по причине нашего отчуждения от них падением, что нам свойственно, по той же причине, общение с духами отверженными, к разряду которых мы принадлежим душой (1.9). На это указывает и прп. Исаак Сирин: «Когда человек пребывает в гордости, тогда удаляется от него промыслительный Ангел, который близ него и возбуждает в нем попечение о праведности. И когда человек оскорбит сего Ангела, и он удалится, тогда приближается к человеку чуждый (бес), и с того времени нет уже у него никакого попечения о праведности» (5.149).

«Духи падшие, увлекшие нас в свое падение, смесились с нами, и чтоб удобнее содержать нас в плену, стараются соделать и себя, и свои цепи для нас незаметными» (1.9). «Враг днем и ночью стоит у нас перед глазами, примечает, выжидает и высматривает, каким отверстым для него входом чувств наших войти ему»(5.379). И этим входом, как правило, являются страсти, потому что, «...сатана имеет всегда обычай, подобно ездоку, восседать на ум, брать с собою кучу страстей, с ними входить в несчастную душу и погружать ее в смущение» (5.136).

Особенно внимательно наблюдает нечистый дух за теми, кто ищет спасения. И, если человек решился быть с Богом, тут же старается вместо истинной веры, подсунуть ему, обольстив по страстям его, какой-то религиозный суррогат. «Всякое хорошее депо, какое бы ни сделал человек, лукавому желательно очернить и осквернить примесью своих семян, как-то: тщеславия, самомнения, а иногда ропота, - либо или чего тому подобного, чтобы делаемое добро сделано было или не ради одного Бога, или не с усердием» (6.370). Подтверждение этих слов преподобного Макария Египетского мы увидим, рассматривая вопросы о причинах, заставляющих человека переходить в секты. А сейчас отметим еще, что для того, «чтобы возобладать над всеми, нечистый дух высокоумия изворотлив: мудрого уловляет мудростию, крепкого крепостию, богатого богатством, красивого - красотою, художника - искусством» (15.423), а ищущего спасения - спасением. Вспомните протестантское: «Я спасен!». Но и об этом далее. Думаю, все написанное выше, не станут отрицать даже сектанты.

Примечания:

Поскольку на наших землях «господствующей религией» искони было Православие, а также, чтобы избежать путаницы в определениях, когда словом «протестантизм» пользуются для обозначение господствующей религии той или иной протестантской страны, то здесь и далее для упрощения вместо слов «протестантизм и сектантство», будет употребляться только слово сектантство.