ПЛАН

1. Введение

2. Православное понимание целомудрия

А. Целомудрие во взглядах.
Б. Целомудрие в одежде.
В. Целомудрие в мыслях.
Г. Целомудрие в речах.

3. Целомудрие и современность

Под именем целомудрия св. отцы разумеют здравость ума, не потемняемого страстями, но в особенности страстью плотской, которая сильнее всех помрачают ум, больше всех, увлекая сердце.

Поскольку человек стоит на грани, его влечения и привязанности разбросаны по разным сферам. Непосредственной целью аскетического подвига, поэтому выступает целомудрие. Это славянское слово, скалькированное с греческого sofrosine, гораздо глубже своего сегодняшнего значения. Цельность мудрости человека, его собранность воедино - вот что стоит за ним.

В прошлом веке митр. Филарет (Дроздов) писал, что "жить целомудренно в точном значении этого слова – значит, жить под управлением целого, неповрежденного здравого мудрствования. Не позволять себе никакого удовольствия, которое не одобряется здравым рассуждением, соблюдать ум, не оскверненный нечистыми мыслями, сердце, не зараженное нечистыми желаниями, тело, не растленное нечистыми делами".

Человек собирает воедино все действования своей природы (и души, и тела) и направляет их к единой цели. На языке аскетики "сердце" - это способность человека быть цельностью, а "ум" - способность быть стремящейся цельностью, способность устремлять себя к осознанной цели Сердце - это то, вокруг чего человек на деле строит свою жизнь, ум - сознательное целеполагание. Они не могут существовать раздельно: сердце, не просвещенное и не направляемое умом, будет источать свои дары на предметы, недостойные собственно человеческой любви. Но и ум, лишенный укорененности в сердце, не знает, к чему себя приложить. "Ум перебегает всегда с предмета на предмет. Чем его привязать? - вопрашает св. Феофан Затворник и отвечает: - Ничем нельзя как чувством" Дать остойчивость уму может только некая точка, вне него находящаяся, - и это сердце. Отсюда значение сердца и чувств в христианской аскетике.

ЦЕЛОМУДРИЕ ВО ВЗГЛЯДАХ

«А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5,28).

«Похоть очей» всегда вызывает вожделение плоти. Ворота зрения весьма широки, а мир богат различными прелестями. Посредством зрения молодежь нарушает целомудрие в одежде.

ЦЕЛОМУДРИЕ В ОДЕЖДЕ

Любимый ученик Христа, обращаясь к юным сердцам, говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все , что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира этого» (Иоан. 2,15-16). Не целомудрие в одежде способствует нарушению целомудрия во взглядах других людей. И таким образом, вызванное вожделение плоти вкрадывается в мысль, которая есть порог сердца. «У дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» - сказал Бог Каину (Быт.4, 7). В противном случае: грехом нарушается целомудренность внутреннего человека и завязывается целая цепь порочных влечений, последствия которых весьма разнообразны, но все глупы и пагубны для души и тела. «Ибо помысел глупости – грех» (Прит. 24, 9).

ЦЕЛОМУДРИЕ В МЫСЛЯХ

Целомудрие в мыслях сохраняет наше сердце чистым. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», - сказал Христос (Мф. 5, 8). Одного человека спросили, как он достиг такой высокой святости, и тот ответил: «Я каждую мысль ложил на веса Божии». Берегите же ваши мысли от греха. Если вы не направляете свой слух к тому, чтобы заполнить ваш ум и мысли Словом Божьим – вы здесь же теряете целомудрие.

ЦЕЛОМУДРИЕ В РЕЧАХ

Слово Божие повсюду заповедует целомудрие в речах. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» (Еф.4, 29). «Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих!» - восклицает Давид (Пс.140, 3). Соломон пишет: «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен» (Прит.10, 19).

Целомудрие как цельность и полнота противостоит ущербности, частичности. Усилиями "просветителей" "целомудрие" стало восприниматься как неопытность, неискушенность, едва ли не безжизненность, а под "страстью" начали понимать бурное и живое чувство. Целомудрие действительно противостоит страсти - но не по степени напряжения чувства, а по направленности его. Св. Григорий Богослов говорит о своей "любви к целомудрию". По слову аввы Фалассия, "бесстрастие есть неподвижность души на худое". Бесстрастие - "апатия" - не стоическая невозмутимость, а именно свобода от страстей. Сама эта недвижность к греху есть следствие всецелой устремленности к Богу, уязвленности горнею Любовью. Напротив, недолжная направленность эроса умаляет и ущербляет напряженность человеческого чувства. Так, по мысли св. Иоанна Златоуста, "разврат происходит не от чего иного, как от недостатка любви, и пламень любви сжигает душевную нечистоту" . По сути истинный антоним похоти не скопчество, а любовь. В этой связи очень характерен антоним, который преп. Петр Дамаскин противополагает целомудрию: "Целомудрие есть здравый (целый) образ мысли, то есть не имеющий какой-либо недостаток и не допускающий того, кто его имеет, уклоняться в невоздержание или окаменение" Итак, подлинный антоним целомудрия - "окаменение", бесчувствие, отмирание совести и духа. "Грех есть оглушение чувства", тогда как "бесстрастие есть воскресение души прежде воскресения тела" - говорит преп. Иоанн Лествичник. Целомудрие есть отдых души от "докучливого напора страстей»

В этом отдыхе душа более ничего не стремится подчинить себе и потребить, а значит - может просто любоваться.

Вот прекрасное выражение нецеломудренного состояния жизни: "Я знаю четырех Татьян, - говорит печерский старец паломнице. - Одну знают все, другую друзья, третью - она сама знает, четвертую знает Бог. А нужно, чтобы была только одна Татьяна. Нельзя, чтобы слиток золота рассыпался в песок". Аналогичный совет привозит Валерия Алфеева из грузинского монастыря: "Это никуда не годится, если есть отдельное время для молитвы, отдельное - для жизни, совсем не похожей на молитву. Жизнь нужно обратить к Богу, а не молитву".

Перед нами - явное условие Богопознания: "Жизнь надо обратить к Богу, а не молитву". Во-первых, отсюда следует, что вне обращенности к Богу подлинного целомудрия не стяжать. Ведь только цель делает волю цельной, собирает наши силы, направляя их в одну точку. Только истинная цель может исцелить человека. Во-вторых, без труда по сознательному, "сердечно-умному" собиранию души человек не сможет взглянуть Истине в лицо.

О том, как страстное, нецеломудренное состояние душевной разбросанности ведет к потере Истины, говорят слова Экзюпери: "Истину выкапывают, как колодец. Взгляд, когда он распылен и рассеян, теряет способность видеть Бога".

Продолжим эту аналогию. Колодец роют, бывает, для того, чтобы из его глубины, спрятавшись от всё затмевающего солнца, видеть звезды. Прячутся от навязчиво-видимого, чтобы получить возможность рассматривать невидимое. Грех и страсть слишком слепят человека своими балаганными красками, и от них надо спрятаться.

Здесь надо пояснить, что христианин не может не быть монархистом. Не нужно думать, что выражение "Царство Божие", встречающееся в Евангелии, могло бы звучать как "Республика Божия", живи Христос в нашем веке. В любой политической культуре христианин призван к созиданию внутри себя именно " Царства", "диктатуры совести". Человек должен попасть в плен - "стать узником любви" (преп. Макарий Египетский).

Вполне буквально понимал евангельские слова о "Царстве" один из древних подвижников, о котором пишет св. Феофан Затворник: "Припоминаю одного старца из древних, который однажды возгласил в своем кругу: радуйтесь со мною, я ныне царь! Как так? Воцарился над страстями". Целомудренный человек имеет в своей душе и жизни твердый стержень, вокруг которого он строит себя. Его жизнь не строится на "реактивном" принципе: откуда раздражение сильнее - туда по реакции и направляется ответ. Напротив, к его душевной жизни можно приложить известный в биологии закон Кеннона: постоянство внутренней среды есть условие свободной жизни. Внутренняя теплота является залогом свободы от внешних перемен.

Если для описания целомудренного состояния мы использовали слово "царство", то естественно сказать, что противостоящее этому "царству" состояние - демократия. Здесь уместно вспомнить "bon mot", которое определяет республиканца как человека "без царя в голове".

1. В этом случае человек представляет собою "парламент", в котором каждая из "фракций" настаивает на своем. Фракция сердца хочет молитвы, фракция рассудка жаждет информации, а фракция желудка настойчиво предлагает устроить обеденный перерыв. Идет усиленный поиск "консенсуса", который благополучно разваливается, как только ближайшая цель одной из фракций достигнута.

Эта демократия страстей св. Феофаном Затворником названа "осуечением": "Когда одно дело делается, а сотни толпятся в голове". С другой стороны, об этом состоянии внутренней войны и раздробленности свидетельствует Марина Цветаева: "И ты поймешь, как страстно день и ночь боролись Промысел и Произвол в ворочающей жернова груди".

Это состояние, впрочем, не так уж и плохо. Человек еще различает, что есть добро, а где грех, и он еще открыт добрым помыслам.

Но ниже этого уровня мы вновь видим некую целостность в человеке. Все помыслы и движения души собираются воедино, кристаллизуются вокруг некоей - сильнейшей - страсти. Страсти, по наблюдению святых отцов, способны изгонять друг друга. Человек, скажем, может воздерживаться от блуда ради собственного тщеславия или ради скорейшего обогащения. Центральная страсть подчиняет себе человека, лишая его свободы: "он знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть"... Не случайно, поэтому преп. Макарий Египетский называл страсти "неудобоносимыми горами".

Теперь нужно подробно и внимательно разобрать на чистом фоне Слова Божия: что же такое целомудрие, откуда оно, каковы средства его достижения и возможность пребывания в нём?

Возрождённые души из молодых людей очень легко и просто отвечают на этот вопрос, знают, откуда его начало, потому что пребывают в Боге. Как это ценно! Храните же это состояние до смерти, дорогие друзья, "ибо всякий рождённый от Бога не делает греха" (Иоан. 3:9).

Но не все возрождены. Большинство нашей молодёжи - дети верующих родителей. Они с нами и должны пройти не только пути воспитательного характера среди народа Божия, но главное - родиться свыше, как сказал Христос Никодиму, открыть своё сердце Царству Божьему, дать в себе место Христу и при этом получить полную перемену. Только тогда Дух Святой вольёт новую силу, которой подчиняются все другие влечения греховной природы, и жизнь начнётся другая. "Кто во Христе, тот новая тварь, древнее прошло, теперь всё новое" (2 Кор. 5:17). Не будут тогда выполняться хотения плоти, старое уйдёт, жизнь обновится. Самый первый шаг к этому состоит в покаянии!

Необращённая душа! Сочетайся с Господом - это лучшее средство сохранить себя целомудренным, когда преследуемая похотью страстей душа, чувствующая горечь греховных привычек, становится освобождённой и спасённой. И это в твоих руках, дорогая душа. Сделай это ныне!

Итак, слово "целомудрие" означает - девственность. Ал. Павел пишет Коринфской церкви: "Ибо я ревную о вас ревностью Божиею, потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились" (2 Кор. 11:2-3). И ещё: "Потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его" (Еф. 5:30).

Имея такое тесное сочетание души с Христом, мы должны сохранить девственность внутреннего человека. "Более всего хранимого, храни сердце твоё, потому что из него источники жизни" (Прит. 4:23). (Прочтите также Map. 7:21-23).

Девственность - значит нетронутость. В день духовного рождения у подножия Голгофского креста, путём прощения, мы получили кристальную внутреннюю чистоту. Сохранили ли мы её нетронутой грехом?

Если её нет - мы впали в духовный блуд по отношению к нашему Господу Иисусу Христу, ибо мы от плоти Его и от костей Его, обручены Ему чистою девою. Если мы прельстились миром, то к нам обращено Слово Божие: "Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога?" (Иак. 4:4).

Наш внутренний человек очень тесно связан с внешним. Ева взглянула и прельстилась, а Иов пишет: "Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице" (Иов 31:1).

Христос заповедал целомудрие во взглядах: "А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём" (Мат. 5:28).

Любимый ученик Христа, обращаясь к юным сердцам, говорит: "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира этого" (Иоан. 2:15-16). "Похоть очей" всегда вызывает вожделение плоти. Ворота зрения весьма широки, а мир богат различными прелестями. Посредством зрения молодёжь нарушает целомудрие в одежде.

Нецеломудрие в одежде способствует нарушению целомудрия во взглядах других людей. И таким образом, вызванное вожделение плоти вкрадывается в мысль, которая

есть порог сердца "У дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним" - сказал Бог Каину (Быт. 4:7). В противном случае: грехом нарушается целомудренность внутреннего человека и завязывается целая цепь порочных влечений, последствия которых весьма разнообразны, но все глупы и пагубны для души и тела. "Ибо помысел глупости - грех" (Прит. 24:9).

Грех сначала дух калечит, А потом и плоть увечит. Дух и тело вместе тают дни земные угасают.

Целомудрие в мыслях сохраняет наше сердце чистым. "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят", - сказал Христос (Мат. 5:8).

Одного человека спросили, как он достиг такой высокой святости, и тот ответил: "Я каждую мысль ложил на веса Божий". Берегите же ваши мысли от греха. Если вы не направляете свой слух к тому, чтобы заполнить ваш ум и мысли Словом Божьим - вы здесь же теряете целомудрие. Пустоты нет на земле. Грех заполнит вас собою, а это тот, кто душу ввергает в геенну (Лук. 12:5). Скрытое, мысленное нецеломудрие выльется впоследствии в действия и станет явным для всех. Сохраняйте же себя в святых размышлениях. "О горнем помышляйте, а не о земном" (Кол. 3:2). Ум и память сильны в молодости. Употребите их для Христа.

Великой охраной целомудрия является страх Божий, и "начало мудрости - страх Господень" (Прит. 1:7). У Иосифа был этот страх, и он остался победителем над грехом и с целомудрием в теле. "Как же я сделаю сие великое зло и согрешу перед Богом?" - сказал он в момент искушения (Быт. 39:9). Бог, испытывая Авраама, сказал: "ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога" (Быт. 22:12). О Енохе же сказано: "и ходил Енох перед Богом, и не стало его, потому что Бог взял его" (Быт. 5:24). И многие другие угодили Богу, потому что соблюдали заповеди Его.

Целомудрие заключается также в соблюдении заповедей господних.

"Как юноше содержать в чистоте путь свой? - Хранением себя по слову Твоему" (СП. 118:9). "В сердце своём сокрыл я Слово Твоё, чтобы не грешить перед Тобою" (Пс. 118:11). "О если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих" - восклицает Давид (Пс. 118:5). Чтобы исполнять заповеди, надо их знать и принимать. "Мудрый сердцем принимает заповеди" (Прит. 10:8). "Ибо заповедь есть светильник, и наставление - свет, и назидательные поучения - путь к жизни" (Прит. 6:23).

Дорогая молодёжь! Пресыщайте свой ум и сердце знанием Слова Божия. Христос сказал: "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне" (Иоан. 5:39). Ал. Иоанн говорит: "Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и Слово Божие пребывает в вас" (1 Иоан. 2:14). Вы призваны благовествовать Евангелие. Как скажете другим, если сами не знаете? Не имеющие знания получают плохую характеристику в устах мудрого Соломона: "Глупцы только презирают мудрость и наставление" (Прит. 1:7). "Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум" (Прит. 18:2). Не Христов ум, а свой. О сколько "своего" ума существует среди молодёжи! Он весь отпечатан в их речах посредством пустых разговоров, а ещё хуже, сугубо греховных, часто постыдных, а потому тайных.

Екатерина Бутс писала своему сыну по этому поводу следующее: "Не забудь никогда моего совета: берегись тайных поступков и разговоров, не слушай ничего, что должно быть передаваемо шёпотом - оно непременно скверно". Против излишней разговорчивости она писала: "Дух Святой учит тебя и указывает тебе, что ты должен быть

воздержан в словах своих" (Прит. 17:27). "Также сквернословие и пустословие и смехотворство неприличны вам" - говорит Ал. Павел (Еф. 5:4). И вот стих, который я хочу напомнить, как бы обрамляет целомудрие человека: "Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело" (Иак. 3:2). Видите, откуда целомудрие тела берёт начало своё? Ах, какая славная победа обуздывать тело в молодости, содержать его в целомудрии. Нам нужно целомудрие во взглядах, одежде, мыслях, да и во всех поступках. Один ошибочный шаг в этом отношении и ты побеждён, дорогой мой друг.

Знаю слишком много из жизни, что беды постигают всех тех, кто не хранил этих начал, не был верен в малом, открывал все двери лукавому, который всегда ищет удобного момента, чтобы погубить. У тех же, жизнь которых была сплошною борьбою против греха, в каком угодно виде, дух, душа и тело сохранились во всей целости и непорочности.

О дорогие молодые души, сатана ставит ловушки, и на вид очень невинные, чтобы поймать в них молодых людей, а он и до сих пор хитрый змей. Будьте осторожны! Вы рождены для больших дел, храните себя от осквернения, ибо нам не безызвестны его умыслы. Решитесь быть вполне послушными Богу. Если вы дадите возможность Богу быть вашим руководителем. Он всё приведёт к совершенству. Господь Иисус нуждается в таких как вы, именно в таких. Вы способны к труду, не желаете ли взяться за своё призвание? Доверьтесь деснице, которая держит миры и управляет ими. И если вы сделаете так, допустимо ли, чтобы вы ошиблись? Господь да препояшет вас Своей силой, сделает чело ваше медным и язык огненным. Вы должны трудиться. "Подражайте мне, как я Христу", - призывал много трудившийся Ап. Павел, и он же говорит: "Но усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным" (1 Кор. 9:27). "Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал. 5:24). "Если Христос в вас, то тело мёртво для греха" (Рим. 8:10), и ещё: "Умерший, освободился от греха" (Рим. 6:7). Друзья молодые, не утомляйтесь, когда я цитирую Писания. Из всего написанного о целомудрии так мало сказано. Целомудрие охватывает все стороны строгой нравственности и чистоты человека. Нравственность означает правила определяющие поведение. Это духовные и душевные качества, необходимые человеку не только в обществе, но и в личной жизни. Выполнение этих правил поведения для него - обязанность. Эти правила и описывает Слово Божие во всех гранях и преломлениях. Кто читает его и исполняет, тот благоразумен, тот способен быть рассудительным и иметь обдуманность в поступках своих. Не потерпит он урона ни на земле, ни в вечности. Он всегда будет ходить в непорочности, сможет пребывать в жилище Господнем и обитать на святой горе Его (Пс. 14:1-2). Он, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво будет жить в нынешнем веке (Тит. 2:11-12).

А тем, которые думают что совершенство и свобода от греха невозможны на земле, и поэтому не живут целомудренно, хочется сказать, что первый шаг на пути к чистоте, заключается в твёрдой вере: "Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе" (Фил. 4:13). Трудно - это не значит невозможно. Дьявольское роковое лжеучение, что будто невозможно содержать себя во всём целомудренно, часто убивает угрызения совести за нечистое поведение, позволяет отбрасывать религиозные наставления о воздержании и, таким образом, приводит к падению и гибели молодых людей. Особенно в этом враг человеков использует тех людей, которые уже упали и погрязли в пороках безнравственности, и для того чтобы найти себе оправдание, они ссылаются на всеобщую развращённость и невозможность жизни в святости и целомудрии. Поэтому знайте, когда эти люди говорят о невозможности воздержания и о неизбежности порока, они говорят о себе. Вы можете правильно определить человека, не взирая на личность и сказать: "Вы не имеете нрава касаться кого-либо в этом вопросе, кроме себя. Для вас это утверждение верно, потому что вы не хотите оставить грех". Узнавайте таковых по делам их.

Тем же, кто желает сохранять чистоту целомудрия, необходимо начинать с самого малого, уже перечисленного, и соблюдать все остальные правила по охране целомудрия, а их так много, что перечислить их может только Дух Святой, при нашем желании хранить себя в чистоте.

Есть также более лёгкие стороны этого вопроса, на которые мы никогда не обращаем даже внимания и не выполняем просто по небрежности и легкомыслию. Вот явление, часто встречающееся в семьях: взрослые мальчики и девочки спят в одной комнате. Причиной этому, в большинстве случаев, служит не бедность, а легкомыслие и беззаботность. А ведь подобная физическая близость нравственно губит молодых людей, так как ведёт ко греху, вызывает беззастенчивость и этим лишает их одного из самых необходимых средств охраны чистоты.

Ещё простое средство охраны целомудрия. Оно состоит в умеренности и простоте пищи. Умеренность - это количество принимаемой нами пищи, а простота - состав её. "Будь мудр, и направляй сердце твоё на прямой путь. Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом" (Прит. 23:19-20). Не только не пей его, но даже и не будь между пьющими его.

Маленькое правило, но не наименьшее: "Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть". Да и Писание заповедует это: "Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно" (Лук. 21:34). Очень плохую привычку составляет также еда перед сном. Это вызывает беспокойные и чувственные сны. Когда проснулись - не лежите подолгу в кровати.

Словом, наша внешняя оболочка, плоть, должна быть на страже с духом день и ночь, ибо враг человеков непрерывен в работе. Чтобы сохранить тело чистым надо его отдать для разумного служения Господу. Будьте осторожны, не допускайте нецеломудренности, в каком бы виде она к вам ни приближалась. Екатерина Бутс, которая так много успела для Господа, была с раннего возраста верна Ему в малом. Она предостерегала всякое излишество, особенно в одежде. Она всегда чувствовала неправду в трате денег на лишнюю одежду. Она рассказывает о себе, что уже на восьмом году плакала однажды над кружевным воротничком, потому, что он был слишком прозрачен и через это оскорблял чувство стыдливости; и кроме того, она чувствовала, что для чада Божия не годится делать так, как хочет мир.

О вы, увлекающиеся одеждой, не думайте, что если вы подражаете миру, то скоро благоустроите вашу жизнь. Вы обманетесь.

Помните: брачное счастье молодых людей всегда зависит от их добрачной нравственной жизни. Поэтому, дорогие, если вы хотите стоять непорочными у алтаря и носить свой венчальный наряд с честью - избегайте всех перечисленных пороков и также тайных свиданий, не ищите намеренного уединения, не бойтесь света родительских глаз. Если есть личность назначенная вам Богом для супружеской жизни, то не беспокойтесь - Он вам её сохранит. Планы Бога не могут быть нерассудительны и опрометчивы.

Он знает путь. Он также знает время, и план Его давно уж для тебя готов.

Дорогие молодые души! Отдайтесь Христу! Тогда в вашей ладье любвеобильного брака будет кормчим Иисус. Он проведёт вас безопасно чрез все скалы и нравственные столкновения. Соединённые с Иисусом, вы узнаете, что благочестие полезно во всех отношениях и оно имеет обетование на эту жизнь. В мире с Господом вы будете спокойно и радостно идти каждый день, свято и бережно навстречу Ему.

Тогда вы испытаете в вечном союзе, как чудно подходит душа к душе, ибо у Благого Отца не бывает ошибок. Те, которые соединены в непорочности волей Божией, счастливо живут перед очами Господа, деля радость и горе, нужду и довольство, пока у одного из них не закроются глаза.

Ценность целомудрия превышает всякие богатства. Соломон пишет: "Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат" (Прит. 28:6).

А тем, которые пребывают в небрежении к святым обязанностям нравственности, грозит наследственное обременение в своих детях. Их детям будет труднее бороться с прирождёнными склонностями к безнравственной жизни. Они скорее других детей будут впадать в тёмные путы низких пороков.

Молодые друзья! Не отдавайте вашей чести и нравственности Молоху плоти. Смотрите на жизнь серьёзно, думая о том, что ждёт впереди. Знайте, вы - будущие родители. Уже сейчас, ради ваших наследников, вы должны держаться непорочности, чтобы дать детям внутреннюю силу к моральной жизни.

Старайтесь прожить вашу жизнь до брака в железном самовоспитании и решительной сдержанности от всякого рода желаний и увлечений. Тогда, со светлым взглядом и чистой совестью, вы сможете наставлять в своё время ваших детей. Вас не будет давить тяжкое сознание прошлого, и вы не заметите ни малейшего упрёка во взгляде ваших детей. Вы отдадите для Господа здоровое, верно воспитанное поколение. Это будут новые носители света Христова в предрассветной тьме. Аминь.

"Дух Святой обитает только в целомудренном характере" (Киприян).

"Та душа не способна к более возвышенному созерцанию, которая стремится к земному. Глаза души не могут смотреть ввысь, если пыль земных вожделений закрывает их" (Тертуллиан).

"Дружба с миром есть вражда против Бога!" (Иак. 4:4).

"Не любите мира, ни того, что в мире" (1 Иоан. 2:15).

Не любите мира, ни того, что в мире:
Проходите мимо мили за четыре.
В радостях мгновенных мир нам ставит снасти.
В проходящем, тленном не ищите счастья.
Проявить усердье - для него не трудность:
Берегите сердце! Берегите Юность!
Стойте в мир не боком, но спиной всегда:
Лучше дружба с Богом, нежели вражда.

Вернуться