«МИР КАК ТВОРЕНИЕ БОЖИЕ»

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение
2. Православный взгляд на происхождение мира, и его соотношение с другими мировоззрениями

 

2.1 Языческие представления о происхождении мира

 

2.2 Высота христианского благовестия о происхождении мира

 

2.2.1 Бог – Творец мира

 

2.2.2 Дни творения

 

2.2.3 Выводы из библейского происхождения мира

 

2.2.4 Образ творения мира.

 

2.2.5 Побуждение к творению

 

2.2.6 О совершенстве творения

 

2.2.7 Творение Ангелов

 

2.2.8 Человек - венец творения

 

2.3 Проблема появления зла

 

2.4 Христианство и наука. Союз или конфликт?

 

2.4.1 Наука и религия. Сходства и различия

 

2.4.2 Роль христианства в истории возникновения науки

 

2.4.3 Соотношение библейского происхождения мира с данными науки

 

2.4.4 Христианство и проблема эволюции

 

2.4.5 Отличие православного взгляда на сотворение мира от протестантского воззрения
3. Проблемы современного общества (аборты, клонирование, эвтаназия) в свете православного взгляда на сотворение мира

1. ВВЕДЕНИЕ

Люди очень часто без доказательств считают, что Бога нет, и признают Православие только как веру для бабушек в платочках. Одним из камней преткновения для неверующих людей является христианское учение о сотворении мира. Атеисты считают события, описанные в книге Бытия сказкой, вымыслом, мифом. Но если копнуть поглубже их собственное, по мнению, научное мировоззрение, то окажется что оно тоже относится к области веры.

Общество, прикрываясь наукой, отвергает учение о сотворении мира, что позволяет человеку не подчиняться никаким нравственным законам: «Если никто меня не сотворил, то у меня нет хозяина, а значит, я сам себе хозяин и могу делать что хочу». Современные люди, уверенные в том, что это они сами своим трудом «заработали себе» такую внешность, ум, совесть, считают, что делать с человеком можно что угодно: ведь жизнь никем не дана, и никто не спросит тебя о поступках, которые ты совершил. А поэтому можно и дитя убить во чреве, и эвтаназия кажется нравственной, и человека можно клонировать: всегда будет «живой банк» органов для пересадки. Уверенный в безнаказанности человек уничтожает окружающую среду, превращая ее в мусорник. Человечество разрушает природу, даже не задумываясь о том, что придется отвечать за сохранность этого величайшего подарка.

Это только небольшая часть тех проблем, которые как следствие человеческой гордыни и самообожествления постигли нашу человеческую цивилизацию.

Поэтому представление о происхождении мира является не предметом отвлеченных обсуждений, а насущной социальной проблемой.

2. Православный взгляд на происхождение мира,
и его соотношение с другими мировоззрениями

2.1 Языческие представления о происхождении мира

Для языческой религии и мифологии было свойственно представление о том, что мир появляется вследствие то ли божественных браков (Урана-неба и Геи-земли в Древней Греции), то ли любовных игр или вражды богов между собой (в орфической мифологии человеческий род происходит из пепла, пораженных Зевсом титанов и крови растерзанного ими Диониса).

Для философско-религиозного же разума древних, критиковавшего народную мифологию, было свойственно представление о мире в рамках дуализма и пантеизма.

Во-первых, язычество основывалось на дуализме. Это означает, что и божественное и материальное существует изначально. Материя считается вечной, самобытной, являющейся тем исходным материалом, из которого Бог лишь образует мир, подобно архитектору-строителю. Благодаря этому представлению древние легко разрешали проблему зла. По их представлению зло коренилось в материальном начале. Для Античности (Платон) материя (меон), не сущее, мертвый хаос, безжизненное, недеятельное начало, все вещи материального мира суть не более, как тени мира идей. В индуизме, мир есть лишь сон Брахмы.

В системе дуализма материальное тело – темница (известный философ Плотин – стыдился своего тела), из которой надо вырваться в мир идей. Для религии Зороастра материя – живое и деятельное начало зла. В язычестве виноватым в появлении зла в конечном итоге оказывалась безличная судьба.

Для христианства эта концепция неприемлема. Во-первых, потому, что для нее нет никаких библейских оснований. Во-вторых, она обесценивает Бога как единое высшее начало и источник бытия.

Также язычество основывалось на пантеизме, что в переводе с греческого означает: все есть бог. По этой концепции, материя и мир оказываются или единосущными Божеству (т.е. имеющими ту же самую природу, что и Бог), или вообще несуществующими (мир - это мираж; все есть Бог).

Так для Античного пантеизма весь Космос – это божественное тело, у которого есть его безличные проявления – боги (они были олицетворением законов природы). Согласно некоторых пантеистических учений мир – это форма деградации (эманации) божественного Абсолюта.

Пантеистическая точка зрения на мир, его происхождение и сущность также несовместима с христианством. Пантеизм лишает Бога Личности, а само происхождение мира рассматривает как акт - необходимый в Боге, обусловленный свойствами Его природы. Отождествляя сущность Бога и мира, пантеизм делает и следующий шаг упраздняет или Бога, или мир.

Библейское же повествование реабилитировало мир материальный, потому что Бог все сотворил «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Христианство добрым глазом смотрит на мир телесности и материальности. Потому что телесность должна быть освящена и спасена.

2.2 Высота христианского благовестия о происхождении мира

2.2.1 Бог – Творец мира

В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). Величественно стоит, возвышаясь независимо от древних мифологических сказаний о происхождении мира, от разных сменяющих друг друга гипотез о начале и развитии мирового порядка, начертанное на первой странице Библии богодухновенное Моисеево повествование о сотворении мира. Оно чрезвычайно кратко. Но в этой краткости охвачена вся история мироздания. Оно создано при помощи самого безыскусного языка, словарь которого состоял из нескольких сотен слов и был совсем лишен отвлеченных понятий, так необходимых для выражения религиозных истин. Дело в том, что древние евреи не знали даже слова, которое несло бы такую смысловую нагрузку, как греческое слово "космос". И поэтому древние евреи, когда хотят сказать "все, кто есть", говорят: "небо и земля". Но от этой простоты языка, повествование Моисея не теряет своего вечного значения.

Прямой целью боговидца Моисея было - через сказание о творении - раскрыть своему народу, а через него и всему человечеству основные истины о Боге, о мире и о человеке. Характерно, что в его рассказе полностью отсутствует "звездная история". Обычно народная мифология уделяет чрезвычайно большое внимание истории созвездий, происхождению планет, именам звезд и т.п. Библия не рассказывает историй о том, кто пролил молоко на Млечный путь, кто привязал Большую медведицу и в кого целится Стрелец.

Солнце и светила возникают после возникновения жизни на земле. Эта особенность рассказа Моисея, во-первых, следует из его задачи преодолеть языческие привычки у своих слушателей. Для народных религий характерно обожествление Солнца, в нем земледельческие народы видят источник жизни. Культ бога солнца — Ра — был чрезвычайно распространен в Египте, откуда только что Моисей вывел свой народ. Поэтому Моисей открывает истинное предназначение звезд: «да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так». Моисей считает нужным подчеркнуть, что жизнь и злаки возникают раньше, чем солнце: не солнце, но Бог — подлинный Источник жизни.

Говоря о происхождении Солнца и Луны, Моисей не употребляет даже слов "солнце" и "луна": «И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью». Поскольку светила в языческом мире почитались как божества (Луна, например, как Астарта или Диана), Моисей считает нужным провести "демифологизацию" сознания своих слушателей. На небесном своде он видит не торжественную процессию богов, а просто... лампочки. Это как бы система обычного и аварийного освещения, которая заведомо смонтирована лишь для помощи человеку, а потому язычники, поклоняющиеся знакам Зодиака, столь же нелепы, как лампопоклонники. Поэтому языческое поклонение светилам и звездному небу, "Космосу" просто переворачивает исходное отношение. Мир должен служить человеку, а человек должен служить только Богу, Создателю космоса, а не самому космосу.

Главная истина - о Боге, как Едином Духовном Существе, независимом от мира. Первые слова книги Бытия: В начале сотворил Бог(Быт. 1, 1) - утверждают, что Бог есть единственное вневременное, вечное, самобытное Бытие, Источник всякого бытия, Дух Премирный, так как Он существовал и прежде создания мира, Бытие внепространственное, не связанное и с небом, так как небо создано вместе с землей. Бог един. Бог есть Личное Разумное Существо. Бог есть Творец.

В греческом языке слово "Творец" - "поэтос" (поэт). То есть тот, кто сочиняет стихи. Вот именно это и делает Бог согласно православной вере. Что такое стихи? "Стихия". Так вот в греческом языке это слово звучало иначе, чем в русском. Дело в том, что для современного русского языка стихия - это намек на что-то неуправляемое, стихийное, бесконтрольное, хаотическое. В греческом же языке слово это слово происходит от глагола "иду стройными рядами". Этот термин означает движение фаланги. То есть не движение толпы, которая бросается с дубинками на неандертальцев, а когда проявляется военное искусство, умение правильно двигаться на поле боя. И вот именно это правильное, регулярное передвижение и есть стихия. Этот мир в античном понимании создан из четырех стихий: вода, воздух, земля и огонь. Все эти стихии гармонично, разумно сочетаются друг с другом, в чем-то уступая, в чем-то усиливаясь, а где-то и сплетаясь в сложный космос. Задача Творца, который изначально создал эти стихии, сделать из них пестрый ковер в космосе. Из этих стихий Бог сочиняет космос в полном смысле этого слова. Сочинять - значит располагать по чину, по порядку.

Таким образом, Бог, как поэт, творит этот мир словом. И это очень важно в библейском видении мира: именно Божественное и поэтическое Слово, которое было вначале, и создает мир. Не физиологические отправления богов стоят у истоков космоса, как это в лирических мифологиях, где боги совокупляются и порождают космос. А есть разумное творчество, поэтическое.

2.2.2 Дни творения

Говоря о днях творения, стоит подчеркнуть, что они не были нашими обыкновенными днями, в 24 часа. Ведь, наш день зависит от солнца, а в первые три дня творения не было еще и самого солнца, значит не могло быть и теперешних дней. На древнееврейском языке, а на этом языке и день и период времени назывались одним словом «йом». Но точно знать, какие это «дни» мы не можем, тем более, что нам известно: «У Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3:8, Пс. 89:5).

О днях творения блаженный Августин говорит так: «Какого рода эти дни - представить это нам или крайне трудно, или даже вовсе невозможно; а тем более невозможно говорить о том» (О граде Божием. Кн. 11. Гл. 6).

Итак, первым действием образовательного творчества Божия было создание света: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». И был вечер и было утро. Это и был первый день мира.

Во второй день мира Бог создал твердь – то необъятное пространство, которое простирается над ним и окружает землю, то есть видимое нами небо. Стоящее в подлиннике слово «ракия», переведенное словом твердь, означает пустое пространство.

В третий день мира Бог собрал воду, которая под небом, в одно место, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод морями. И повелел земле произрастить зелень, траву и деревья.

В четвертый день мира, по повелению Божию, засияли над нашей землей светила небесные: солнце, луна, звезды.

В пятый день мира, по слову Божию, вода произвела душу живую, то есть появились насекомые, пресмыкающие и рыбы, а над землею, по тверди небесной, полетели птицы.

В шестой день мира, по слову Божию, земля произвела душу живую, и появились на земле животные, и в этот же день Господь сотворил человека – мужчину и женщину, по образу и подобию Своему.

В седьмой день мира, который, как учат святые отцы, продолжается и поныне, Бог перестал творить. Он благословил и освятил этот день, и назвал его субботой, то есть покоем; и заповедал, чтобы люди покоились в свой обычный седьмой день от дел своих и посвящали его на служение Богу и ближним, то есть сделал этот день свободным от житейских дел – праздником.

Восьмой день, по учению отцов Церкви — это День Пришествия, день всеобщего Воскресения и Суда, День невечернего Царствия Божия.

Сотворив мир, Бог увидел, что все, что Он создал, хорошо весьма (Быт. 1, 31). Дело в том, что без этого свидетельства Шестоднева невозможно понимание самой сути Евангелия:

"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного" (Ин. 3,16)... Значит, мир настолько действителен, значит, человек настолько ценен, что заслуживает Божьей любви и заботы. И если цена, уплачиваемая за сохранение мира и человека в бытии, столь высока — Распятие Сына Божьего — то каково же было происхождение мироздания и почему столь драгоценно оно в глазах Абсолюта? Чтобы спасение мира Богом было понятным — нужно было помнить, что мир — не чужой Богу. Шестоднев дает оправдание космоса (космодицею): быть другим, чем Бог, — это не грех. Быть материальным — это не грех и не порок. Для очень многих философских и религиозных систем возникновение материального мира, мира многообразного и внутренне расчлененного – это следствие чьего-то падения. Для Библии это, напротив, свободный дар Творца.

2.2.3 Выводы из библейского происхождения мира

Из данной Моисеем величественной схемы происхождения мира можно сделать ряд прямых выводов о мире, а именно:

1) О том, как возник мир:

а) Мир не существует вечно, а появился во времени;
б) Мир не сам собой образовался, а обязан своим происхождением воле Божией;
в) Мир явился не в один миг, а создавался в последовательности от простейшего к более сложному;
г) Мир сотворен не по необходимости, а по свободному хотению Божию;
д) Мир сотворен Словом Божиим с участием животворящего Духа.

2) О том, какова природа мира:

а) Мир по существу отличен от Бога: он не есть ни часть Его существа, ни Его эманация (исхождение), ни Его тело;
б) Мир сотворен не из какого-либо вечно существовавшего материала, а приведен в бытие из полного небытия;
в) Все, что есть на земле, создано из земных стихий, «изведено» водой и землей по велению Божию, кроме души человека, носящей в себе образ и подобие Божие;

3) О том, каковы следствия творения:

а) Бог остается по Своей природе отличным от мира и мир от Бога;
б) Бог не потерпел никакой убыли и не приобрел для Себя никакого восполнения от создания мира;
в) В мире нет ничего несотворенного, кроме Самого Бога;
г) Все сотворено хорошо весьма, значит, зло не явилось вместе с творением мира.

Только на тех основаниях, какие даны в Моисеевом сказании о происхождении мира, возможна истинная религия.

Без признания Личного Бога мы не могли бы Его любить, Его прославлять, благодарить, искать у Него помощи, Ему молиться; мы были бы как сироты, не знающие ни отца, ни матери.

Если бы мир был совечен Богу, это значило бы, что Он в каком-то отношении равен Богу, в каком-то отношении независим от Бога, а в таком случае сам был бы как полубог со всей своей изменчивостью и существующим в нем злом, разложением и смертью. Это вело бы к мысли об ограниченности Божества, то есть к извращению самой идеи Божества, как Существа неограниченного, или же вело бы к двубожию.

Если бы мир был рожден из существа Божия, по эманации, то он сам по достоинству был бы как Бог. Тогда не было бы Существа высшего над нами; если мир есть божество, то и мы сами в нем – божество, и не было бы для нас Бога.

Но мир имеет начало. Мир сотворен во времеи. Есть Высшая Вечная, Премудрая, Всемогущая, Благая Сила над нами, к Которой радостно устремляется и прилепляется дух верующего человека, с любовью взывая: Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих... Да будет Господу слава во веки (Пс. 103, 24, 31).

2.2.4 Образ творения мира.

Мир сотворен из ничего. Лучше сказать: приведен в бытие из небытия, такое выражение мы находим обычно у отцов Церкви, потому что если говорим «из», то, очевидно, уже думаем о материале; но «ничто» не является материалом. Однако условно принято и вполне допустимо пользоваться этим выражением ввиду его простоты и краткости.

Что сотворение есть приведение из полного небытия, об этом говорит Слово Божие во многих местах:

Все сотворил Бог из ничего...(2 Мак. 7, 28). Из невидимого произошло видимое (Евр. 11, 3). Называющим несуществующее, как существующее (Рим. 4, 17).

Само время получило свое начало от сотворения мира: до того была вечность. И Священное Писание говорит: чрез Которого (Сына Своего) и веки сотворил (Евр. 1, 2): слово веки имеет здесь значение «времени»; можно сказать поэтому: мир сотворен одновременно со временем.

Бог сотворил мир мыслию Своей, хотением, словом или повелением («Православное исповедание веры»), ибо Он [сказал (рече) и они сделались,] повелел, и сотворились (Пс. 148, 5). Рече обозначает мановение. Под «словом» Божиим, как замечают отцы Церкви, здесь должно разуметь не какой-либо членораздельный звук или подобное нашему слово; нет, это творческое слово обозначает только мановение или выражение всемогущей воли Божией, произведшее из ничтожества вселенную.

Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Как только благий и преблагий Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости, Он приводит из несущего в бытие и творит все без изъятия, как невидимое, так и видимое, также и человека, составленного из видимого и невидимого. Творит же Он мысля, и мысль эта, дополняемая Словом и завершаемая Духом, становится делом» (Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 2).

Таким образом, хотя мир сотворен во времени, но Бог имел от вечности мысль о мире (Блаженный Августин. «Против ересей»). Однако мы избегаем выражения: «сотворил из Своей мысли», что­бы не дать повода думать, что Бог сотворил мир из Своего существа. Если слово Божие не дает нам права говорить о «предвечном бытии» всего мира, то по тем же основаниям нужно признать неприемлемой мысль о «предвечном существовании человечества», стремящуюся проникнуть в наше богословие через одно из современных философско-богословских течений.

Участие всех Лиц Святой Троицы в творении исповедует святая Церковь, руководствуясь указаниями Священного Писания.

В первых стихах книги Бытия мы читаем: «В начале сотворил Бог небо и землю». В еврейском оригинале Библии вместо нашего слова Бог стоит "Элогим" — Господь, во множественном числе. Буквально — "Господа, Владыки". То есть: в первой фразе Библии подлежащее стоит во множественном числе, а сказуемое в единственном. Христианская мысль традиционно видела в этом намек на Троичность Бога. Не ангелы, не служебные духи, не какие-либо духовные силы, посредствующие между человеком и Богом, создали наш мир, но Сам Бог.

В этих же первых стихах книги Бытия читаем, что «Дух Божий носился над водою». Для христианской традиции это указание уже на Третье Лицо Троицы: на Духа Святого. Это Дыхание Бога, согревающее и хранящее мироздание у самых его истоков.

В Символе веры читаем: Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия... Имже вся быша... И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго...Ириней Лионский пишет: «Сын и Дух Святой как бы Руки Отца» (Против ересей. Кн. 5. Гл. 6). Ту же мысль высказывает отец Иоанн Кронштадтский (Моя жизнь во Христе).

2.2.5 Побуждение к творению

О побуждении к творению в мысли Божией «Православное исповедание» и «Пространный православный катехизис» повествуют так: мир сотворен Богом, «дабы и другие существа, прославляя Его, участвовали в Его благости». Мысль о милости и благости Божией, выразившейся в сотворении мира, заключена во многих псалмах, например, в псалмах 102, 1 и 103, 1 (Благослови, душа моя, Господа!), призывающих прославлять Господа, благодарить за свое бытие и за все промышление Божие. Те же мысли выражают и отцы Церкви. Так, блаженный Феодорит пишет: «Господь Бог не имеет надобности в восхваляющих; но по единой Своей благости даровал бытие ангелам, архангелам и всякому созданию» - и далее: «Бог ни в чем не нуждается; но Он, будучи бездна благости, благоволил не сущим даровать бытие». Преподобный Иоанн Дамаскин: «Благий и всеблагий Бог не удовольствовался созерцанием Самого Себя, но по преизбытку Своей благости благоволил, чтобы произошли существа, пользующиеся Его благодеяниями и причастные Его благости».

2.2.6 О совершенстве творения

Слово Божие, а за ним отцы Церкви поучают, что все созданное Богом - добро, и указывают на благоустройство мира, как созданного Благим. Неразумная тварь, не имея сама по себе нравственной свободы, в нравственном отношении ни добра ни зла. Тварь разумная и свободная становится злою тогда, когда уклоняется от Бога. То есть она становится злою по своему греховному влечению, а не потому, что такой создана. И увидел Бог, что это хорошо. И хорошо весьма (Быт. 1, 10, 12, 18, 21, 25, 31).

Бог создал мир совершенный. Однако Откровение не содержит в себе той мысли, что настоящий мир был совершеннейшим настолько, что уже не нуждался бы или был бы неспособен к дальнейшему совершенствованию в дни ли его творения, или в его позднейшем и нынешнем состоянии. Земной мир в лице своего высшего представителя - человека - предназначен к новой, высшей форме жизни. Божественное Откровение учит о грядущей замене этого состояния мира лучшим и совершеннейшим, когда будут «новое небо и новая земля» (2 Пет. 3, 13) и когда сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим. 8, 21).

На вопрос: «В чем протекала жизнь Божия до сотворения мира?», блажен­ный Августин отвечает: «Лучше всего отвечу - не знаю». Святитель Григорий Богослов рассуждает: «Он созерцал вожделенную светлость Своей доброты»; «Поелику Богу нельзя приписать недеятельности и несовершенства, - то чем занята была Божия мысль, прежде нежели Всевышний, царствуя в пустоте веков, создал вселенную и украсил формами? Она созерцала вожделен­ную светлость Своей доброты, равную и равносовершенную светозарность Трисиянного Божества, известную единому Божеству и кому открыл то Бог. Мирородный Ум рассматривал также в великих Своих представлениях составленные Им образы мира, который хотя произведен впоследствии, но для Бога и тогда был настоящим. У Бога все перед очами: и что будет, и что было, и что есть теперь» (Святитель Григорий Богослов. Слово 4. О мире). На вопрос: «В чем выражалось всемогущество Божие, когда не было мира?», святой Мефодий Патарский замечает: «Бог всемогущ вне всякой зависимости от вещей, Им сотворенных».

2.2.7 Творение Ангелов

«Ангел» - означает «вестник». Этим словом оп­ределяется главным образом их служение роду че­ловеческому. И человечество от дней своего райского состояния знало об их существовании. Отражение этого факта видим и в других древних религиях, не только иудейской.

В Символе веры читаем: Верую во единого Бога... Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. Мир невидимый, ангельский, сотворен Богом, сотворен раньше мира видимого. При общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божий восклицали от радости, сказал Господь Иову (Иов 38, 7). Апостол Павел пишет: Им создано все, что на небесах и что земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли (Кол. 1, 16). Некоторые отцы Церкви в первых словах книги Бытия: В начале сотворил Бог небо и землю — разумеют под небом не физическое небо, образованное впоследствии, а небо невидимое, или жилище горних сил. Многие учители Церкви высказывают мысль, что Бог соз­дал ангелов раньше видимого мира (Амвросий, Иероним, Григорий Великий, Анастасий Синаит) и что при создании последнего они уже предстояли перед лицом Творца и служили Ему. Святитель Григорий Богослов размышляет об этом так: «Так как для благости Божией не довольно было заниматься только созерцанием себя самой, а надлежало, чтобы благо разливалось все далее и далее так, чтобы число облагодетельствованных было как можно больше (потому что это свойственно высочайшей благости), то Бог измышляет прежде всего ангельские небесные силы: и мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершено Ду­хом... Поскольку же первые твари были Ему благоугодны, то измышляет другой мир, вещественный и видимый, или стройный состав неба и земли и того, что есть между ними». Мысль святителя Григория Богослова повторяет и преподобный Иоанн Дамаскин (Точное исповедание православной веры. Кн. 2. Гл. 3).

2.2.8 Человек - венец творения

В лестнице земных творений человек поставлен на наивысшей ступени и в отношении ко всем земным существам занимает господствующее место. Будучи земным, он приближается по своим дарованиям к небесным существам: Не много Ты умалил его пред Ангелами (Пс. 8, 6). Пророк Моисей так изображает сотворение человека. После того как созданы были все земные твари, сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными... и над всею землею... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его(Быт. 1, 26-27). Уже сам по себе совет Божий, какого не указывается при создании прочих земных тварей, ясно говорит о том, что человек должен быть творением особым, отличным от других, высшим, совершеннейшим на земле, имеющим и высшее назначение в мире. Еще более подчеркивается мысль о высоком назначении человека и его особой важности тем, что в совете Божием положено создать его по образу Божию и по подобию и что он действительно создан по образу Божию. Всякий образ обязательно предполагает сходство с его первообразом; следовательно, наличие образа Божия в человеке свидетельствует об отражении в его духовной природе самих свойств Божиих. Богообразна человеческая свобода и человеческий разум. Подобие Божие в человеке состоит в возможности уподобления Ему в добродетелях.

Наконец, даваемые во второй главе Бытия некоторые подробности относительно творения человека подчеркивают еще раз особые преимущества его природы. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек, душею живою (Быт. 2, 7). Здесь различаются два действия или две стороны действия, которые можно понимать как одновременные: создание тела и оживотворение его. Преподобный Иоанн Дамаскин замечает: «Тело и душа сотворены в одно время, а не так, как пустословил Ориген, что одна прежде, а другое после» (Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 12, о человеке). Из книги Бытия следует, что Бог творит тело человека из готовых уже земных и стихийных начал; притом творит особеннейшим образом, не одним Своим повелением или словом, как это было при создании других тварей, а Своим прямым действием. Это показывает, что и по своей телесной организации человек от начала своего бытия есть существо, превосходящее всех тварей. Бог - сказано далее - вдунул в лицо его дыхание жизни, и человек душою живою. Как получивший дыхание жизни, по образному выражению, из уст Самого Бога, человек представляет собою живое, органическое соединение земного и небесного, материального и духовного.

Среди прочих заповедей, Адаму благословляется "хранить и возделывать" землю райского сада, т.е., сумев сохранить полученное от Бога в начале, приумножать, познавать, развивать, и приносить Творцу плоды благословенной деятельности.

Человек в отдельности еще не есть венец Божественного творчества. В Библии изначала мы видим, что о человеке сказано: «мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Вторая глава дополняет первую, в ней содержится знаменитый рассказ о сотворении Евы из ребра Адама. Полнота человечества – в единстве мужчины и женщины. Они предстают в Бытии поистине единосущными (мужчина по-еврейски – «иш», женщина – «иша»). Их единство благословляется, и задолго до грехопадения они получают заповедь деторождения.

2.3. Проблема появления зла

Зло и бедствия

Злом называются в обычном нашем словоупотреблении явления двух родов. Часто под этим словом подразумевается вообще все то, что вызывает бедствия и причиняет страдания. В другом же смысле, более точном и прямом, злом называются отрицательные явления нравственного порядка, зависящие от дурного направления воли и нарушения Божественных законов.

Что касается бедственных явлений в мире физическом, каковы, например, землетрясения, бури, наводнения, обвалы и прочее, то ясно, что сами по себе они не являются ни добром, ни злом. В общей мировой системе они являются тем элементом, который, сталкиваясь с органическими тварями, согласуется, приводится к гармонии и становится источником непрерывного развития и обновления мира.

Страдание

Это сомнение наиболее распространенное. Основная его ошибка состоит в том, что оно исходит исключительно из посюстороннего понимания смысла жизни. И оставляется без внимания христианское учение о том, что конечным смыслом и вечным благом человеческой жизни является вечная жизнь в Боге. Кроме того, здесь не учитывается исповедуемая христианством свобода воли человека.

"Бог спасает нас,— говорят святые отцы, — не без нас", т.е. Он не насилует воли человека. Слово Божие говорит нам, что тяжелые страдания и болезни не могут быть признаны явлениями совершенно закономерными и естественными, а представляют собой отход от нормы. Страдания в роде человеческом начались с появлением нравственного зла и явились следствием вошедшего в нашу жизнь греха. Об этом свидетельствуют первые страницы Библии: Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей (Быт. 3, 16) - слова, обращенные к Еве после грехопадения; проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей (Быт. 3, 17), - слова, сказанные Адаму. Человек был создан выше мира, чтобы быть владыкой мира, но пал, мир же остался прежним. Это означает, что падший человек оказался ниже непадшего космоса. Тогда, чтобы этот непадший, но все-таки неживой, механический космос не раздавил человека, чтобы человек не задохнулся под этой тяжестью, Бог мир помещает ниже падшего человека, чтобы спасти человека от смерти в мире. Следовательно, тварь не своею волею оказалась в таком печальном состоянии, но из-за того, что сыны человеческие оказались в недолжном виде.

Из этого следует, что законы современного мира, которые мы познаем, в конце концов являются законами падшего мира.

Страдания даны людям как средство наказания, вразумления и исправления их; страдания и сама смерть, по выражению святителя Василия Великого, «пресекают возрастание греха». Человек, исследуя мир материальный, не уделяет одновременно должного внимания духовной области жизни и поэтому непрерывно нарушает ее законы, получая, естественно, в ответ самые неожиданные удары совне и изнутри. Учение Церкви говорит вполне определенно: всякий грех влечет за собой страдание. То есть скорби и страдания человек причиняет сам себе своими страстями: самолюбием, алчностью, плотоугодием, гордостью... которые и порождают ссоры, вражду, убийства, войны и т.п. Цель земной жизни человека, по христианскому учению, состоит в подготовке к вечности, подготовке, требующей большого напряжения, нередко страданий. Как ребенку для будущей сознательной жизни, так и каждому человеку для будущей вечной жизни необходимы труд, подвиг и испытания ("наказания"), воспитывающие его дух, дающие ему возможность увидеть зло, поразившее человеческую природу, и необходимость Спасителя для ее исцеления. Апостол Павел пишет: "Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?.. Те (родители) наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности" (Евр. 12; 7,10-11).

Иную природу имеют страдания детей, праведников и вообще святых и невинных людей. Их страдания являются жертвенными, поскольку обусловлены они, в основном, не личными грехами, но грехами "ближних" (Лк. 10, 25-37) и проистекают из духа любви, пребывающего в каждом чистом, святом сердце. Они жертвуют, часто даже радуясь такой возможности и не спрашивая, виновен пострадавший в своем несчастье или не виновен, и справедливо ли страдать за него или не справедливо, ибо любовь не знает подобных вопросов и ее цель одна — спасти человека от смерти. Как и "Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных" (1 Пет. 3, 18).

Только с признанием Бога-Любви и вечной жизни личности и можно увидеть глубокий положительный смысл всех человеческих земных страданий, и особенно нравственное величие страданий друг за друга и праведника за неправедных — во имя вечного царства любви, вечной правды и радости.

Замечательно, что и религия, и атеизм вместе предлагают один и тот же путь для решения первостепенной важности вопросов: о бытии Бога, о смысле жизни, - и он состоит в призыве к практической проверке человеком религиозных условий богопознания.

Сущность нравственного зла

Святые отцы указывают, что зло не есть какая-либо сущность, которая имела бы действительное самостоятельное бытие подобно созданным Богом элементам и силам мира; оно есть только уклонение живых существ от того состояния, в которое поставил их Творец, в состояние противоположное. Поэтому не Бог виновник зла нравственного, но оно исходит от самих существ, уклоняющихся от согласования своей воли с волей Божией. Сущность зла состоит в нарушении воли Божией, заповедей Божиих и того нравственного закона, который на­писан в совести человека. Это нарушение называется грехом.

Происхождение зла

Откуда же возникло нравственное зло? Бог создал мир чистым, совершенным, свободным от зла. Зло вошло в мир вследствие падения, которое произошло, как говорит слово Божие, сначала в мире бесплотных духов, а затем в роде человеческом и отразилось на всей живой природе.

Христианство принесло благовестие, что причина зла находится не в материи (зло не существует как субстанция), не в безличной судьбе (природные стихии не имеют интриг) она коренится в сознательном и свободном выборе человека быть ему с Богом или нет (грех, по-гречески, амартия – не попасть в цель).

2.4 христианство и наука: союз или конфликт?

2.4.1. Наука и религия - сходства и различия

В современном мире существует две основные теории происхождения мира – креационизм (теория творения) и эволюционизм (теория развития).

В атеистических кругах общепринятой является эволюционная теория и до сих пор распространено мнение о том, что наука опровергает любую религиозную, в том числе и библейскую картину происхождения мира.

Несостоятельность этих обвинений коренится в непонимании четкого различия между наукой и религией.

Что такое религия

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается, тем не менее областью, мало понятной для очень многих людей. Одной из причин этого, ка­залось бы, странного факта служит то обстоятельство, что религию, как правило, оценивают по ее внешним признакам, по тому, как она практикуется ее последователями в культе, в личной и общественной жизни.

Религия имеет две стороны: внешнюю — как она представляется постороннему наблюдателю — и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соот­ветствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

Суть религии хорошо передает значение самого слова "религия". Существует несколько точек зрения на происхождение слова "религия" (от лат. religio - совестливость, благочестие, благоговение, религия, святость, богослужение...). Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций (330 г.) считает, что термин "религия" происходит от латинского глагола religare , означающего "связывать", "соединять". Поэтому и религию он определяет как союз благочестия человека с Богом. Это определение Лактанция раскрывает самое существенное в религии — то живое единение духа человека с Богом, которое совершается в тайниках сердца человеческого.

Понятие науки

В философской энциклопедии дается следующее определение науки: "Наука — ... система развивающихся знаний, которые достигаются посредством соответствующих методов познания, выражаются в точных понятиях, истинность которых проверяется и доказывается общественной практикой. Понятие "наука" применяется для обозначения как процесса выработки научных знаний, так и всей системы проверенных практикой знаний, представляющих объективную истину, а также для указания на отдельные области научных знаний, на отдельные науки. Современная наука — это чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей". Как таковой единой науки нет, существует набор самых всевозможных наук.

Часто любят говорить о научном мировоззрении. Но как писал член-корреспондент АН СССР П.Копнин: “Наука… одна не может ее (религию) заменить…Мировоззрение… не покрывается ни какой-то одной наукой, ни совокупностью». Ведь научное мировоззрение должно включать в себя знание всех основных достижений всех наук. Но в таком случае, ввиду колоссальнейшего разветвления науки в настоящее время, даже ученые могут остаться без научного мировоззрения.

Противопоставление науки и религии

Хотя противопоставление науки и религии имеет многовековую историю, но вообще говоря, сравнивать науку и религию некорректно. Религия есть поиск воссоединения с Богом и опыт, возникающий из встречи с Ним. В науке возможно откровение, но там нет встречи, есть лишь человеческий поиск, и потому науку можно сравнивать не с религией, а с богословием, т.е. попыткой научно-философского выражения истин веры. Но оказывается, что у науки и богословия в отношении мира и человека совершенно разные задачи.

Наука пытается ответить на вопрос, когда и каким образом возник сей мир, каковы его материальные законы, как человеку наиболее удобно в этом мире существовать. Богословие формулирует ответы на другие вопросы: почему появился мир и человек, в чем вечная, внеземная цель существования человека в мире, каков данный человеку нравственный закон.

Научное знание отнюдь не более достоверно, чем религиозное. В религии, особенно это очевидно в христианстве, главный ответ известен, известна цель, человек сначала встретил Бога, а потом формулирует вопросы, проясняющие путь. В науке всё начинается с аксиом (бездоказательных точек отсчета) и гипотез, с помощью которых ученый пытается объяснить некое явление или группу фактов, интуитивно веря в закономерность мира, но не исследуя причин такой закономерности. Со временем, убеждаясь в ограниченности старых теорий, наука ищет новое объяснение явлениям. Всё это в самом добросовестном случае не более чем метод исследования мира. Несмотря на то, что советская идеология относилась к науке с религиозным трепетом, наука сама по себе безнравственна, и талантливый ученый с равной вероятностью может оказаться победителем эпидемии или великим злодеем. Богословие же более относится к духу человеческому, хотя и просвещает интеллект.

Добросовестная наука не враг религии, а ее помощница. В нашем случае это означает, что возникающие в мирской науке гипотезы и тенденции нужно не брезгливо отвергать, а критически осмысляя, использовать и в богословии, и в практической жизни, не отдавать на откуп безбожникам. Но это не означает, что при этом надо использовать буквальный смысл текста Ветхого Завета для доказательства той или иной научной концепции происхождения Вселенной можно лишь в качестве предположения, но никак не догмата. Не зря говорится, что Писание учит "не тому, как устроено небо, а тому, как взойти на "небо".

Подводя итог, можно сказать, что наука и религия, несмотря на пользу, которую они могут принести друг другу, просто несопоставимы, как километр и килограмм. Каждая из них занимается своей стороной жизни человека и мира. Эти сферы могут соприкасаться, пересекаться, но не опровергать одна другую. И "беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник".

2.4.2 История возникновения науки

Хорошей иллюстрацией взаимодействия религии и науки является исторический пример зарождения самой новоевропейской науки.

На школьной скамье нам говорят, что современную науку породило накопление эмпирических данных и отдание предпочтения опыту перед абстрактными метафизическими теориями. На деле все обстояло наоборот. Сумма фактов, которыми располагали европейские ученые на пороге Нового времени, принципиально не отличалась от набора познаний античных или индийских, арабских или китайских естествоведов.

Почему европейская наука не возникла в Античности, при всем изобилии ее гениев мысли? Ответ материализма: не было экономических предпосылок. На наш взгляд проблема в другом: языческое мировоззрение принципиально не может породить науку. Язычество может наблюдать и осмысливать мир, может делать «научные» открытия (закон Архимеда), может составлять наборы практических предписаний (античная медицина), но наука, в нашем понимании этого слова там возникнуть все же не может. Почему?

В языческих религиях «каждый природный феномен наделялся именем и биографией»[13, c.54]. Солнце разгоняет облака, а ветер вновь образовывает тучи. Почему борются ветер и свет? Из-за того, что бог Аполлон и бог ветра Зефир не поделили любовь мальчика Гиацинта. А откуда млечный путь? Это брызги молока богини Геры, которая с гневом отбросила от своей груди малютку Гермеса, узнав, что он внебрачный сын ее мужа Зевса.

По представлению язычников, природные феномены вокруг них порождены интригами богов (любовью или враждой), но тогда наука немыслима, ведь нельзя же ставить эксперименты над богами, это богохульство. «Нужно было средневековье, аскетически сводящее мир к Библии, чтобы лишить звезды сакрального статуса, чтобы начать говорить о звездах как о камнях – не рискуя при этом быть убитым возмущенными жрецами. Ведь именно за это Анаксагор был выслан из Афин» [16]. (Анаксагор говорил, что «Солнце – огнистая глыба, и от того-то ждала мудрого смертная казнь». Диоген Лаэртский. Жизнеописания философов. 2,3)

Но ведь была же в Античности наука, были, к примеру, открытия астрономов и теорема Пифагора. Но что это была за наука и являлась ли она наукой в нашем понимании этого слова? Конечно, нет. По словам Лосева: «Греческая мысль никогда не была наукой в нашем смысле этого слова. Какие бы ценные наблюдения с эмпирически-индуктивной точки зрения там ни производились…Это могло иметь религиозный, мистический, философский, какой угодно, наконец, смысл, но только не смысл «закона природы», отвлеченно усвоенного и «эмпирически» найденного»[18, с. 102]. «Там, в Греции, простая таблица умножения не имела даже приблизительно такого значения, какое имеет теперь» [18, с. 103]. Почему? Потому что античные числа, в отличие от нашего представления, являлись богами (подробнее см. [20, кн. 2, с.269; 19 кн.1, с.635-682]). «Все есть число» – такова была исходная позиция Пифагора.

Над входом в Академию Платона висела вывеска: не геометр, да не войдет. Но тогда геометрия имела совершенно отличное от нашего значение. Античная геометрия не являлась наукой для постижения мира. Благодаря ей Платон узревал божественный мир идей.«Античная геометрия изучала гармонии вечных сочетаний. Она имела отношение к вечному небесному миру. Использовать божественную математику для изучения процессов, протекающих во времени и с материальными телами, всерьез казалось невозможным»[16]. Здесь на земле все несовершенно, потому что материально, даже идеально прямой линии не найдешь. «Для Платона невозможно искать вечных и непреходящих истин в мире вещей»[16].

Наука Античности оперирует понятиями, в то время как новоевропейская наука оперирует законами. Греки имели открытия, но не имели систематической науки. Как писал Яки: «Ничто столь явственно не обнаруживает трагичность греческого мироощущения, как неспособность древних греков обеспечить прорыв к истинной науке, например, посредством формулирования по крайней мере первого из трех ньютоновых законов» [30]. «То, что делали греческие астрономы – не было отражением или познанием физической реальности, это были предсказания»[16].

Поэтому стоит прислушаться к выводу известного современной женщины-философа П. Гайденко о том, что «научная революция, происшедшая в конце 16-17 вв. была бы невозможна, если бы за 1000 лет до этого не произошел тот радикальный мировоззренческий переворот, который изменил как отношение человека к природе, так и понимание им самого себя» [4].

Тем не менее одним из наиболее общепризнанных и глубоко укоренившихся штампов являются мнения о том, что ученый человек, якобы не может быть искренне верующим, что наука и религия противоборствуют, и что средневековая религия преследовала людей науки.

Первое из приведенных заявлений, наиболее поверхностно. Достаточно даже беглого ознакомления с первоисточниками, чтобы убедиться, что как раз настоящие ученые и были верующими людьми. Так, к примеру, Паскаль, в честь которого названа единица давления, известен еще и своим пари (пари Паскаля), в котором он показывает необходимость веры в Бога. Лейбниц, создатель дифференциального исчисления в математике, своим главным трудом считал оправдание Бога, теодицею. Ньютон занимается не только законами физики, но у него мы встречаем и толкования на книги пророка Даниила и апостола Иоанна Богослова. У Декарта, кроме его известной системы координат, мы найдем переписку с богемской принцессой Елизаветой, в которой он искренне защищает католичество.

Прекрасное совмещение религиозных и научных взглядов проверено столетиями, и как оно было свойственно пионерам наук, так свойственно и нашим современникам, как сегодняшним, так и недавним. Среди них, отец периодической таблицы элементов Д.И Менделеев, академик физиолог И.П. Павлов, отец русского космизма К.Э. Циолковский академик селекционер Н. И. Вавилов, основоположник геохимии В.И. Вернадский, один из основателей квантовой механики Л. Бройль. Уровень этих ученых подтверждает слова Ф. Бэкона: «первый глоток из сосуда естественных наук порождает атеизм, но на дне сосуда ожидает нас Бог».

Но не только ученые профессионалы были по-настоящему верующими людьми, но в свою очередь и церковные деятели смогли быть достойными учеными и внести огромный вклад в науку.

Всем известно, что Коперник совершил переворот в астрономии. Но Коперник не только ученый, он церковнослужитель, член епархиального совета.

Генетика, привычное для современного человека слово, но возникновению этой науки мы обязаны августинскому монаху Г. Менделю. А кто отец физиологии? Шведский пастор Сенебье Жан. Кто отец агрономии? Аббат и вместе с тем профессор Лионской академии Розье Жан, составивший обширное руководство по сельскому хозяйству в 12 томах.

Философам хорошо известно имя священника-богослова и вместе с тем ученого-энциклопедиста Павла Флоренского. А жизнью архиепископа Луки Войно-Ясенецкого, высокого церковного деятеля и одновременно профессора медицины с мировым именем, специалиста по гнойной хирургии, который умудрялся в годы сталинских репрессий совмещать управление православной епархией и медицинской кафедрой, можно только восхищаться.

Так было ли противоборство религии и науки?

Перед тем как ответить, зададим вопрос: в какую же именно эпоху рождается европейская наука? Быть может в эпоху возвращения к язычеству (Ренессанс XV века) или в эпоху торжества атеизма (Просвещение XVIII века). Нет. Научная революция произошла в Западной Европе на рубеже XVI-XVII. Это «век величайшего религиозного напряжения Европы – век Реформации и Контрреформы. Именно эта эпоха – время всенародной охоты на ведьм, именно здесь – век Инквизиции. Это – общество сурового кальвинизма, строгого англиканства, время появления движения иезуитов, время государственного протестантизма в Германии и Скандинавии…Если бы в этом, отнюдь не безразличном к религиозным вопросам, обществе, появление науки было бы воспринято как событие антирелигиозное или хотя бы нерелигиозное – наука в той Европе не возникла бы».

Если наука так обязана религии, то за что же тогда церковники преследовали людей науки? Один из подобных атеистических мифов говорит о несчастном мученике во благо науки Джордано Бруно, которого фанатичные невежды сожгли на костре. Стоит все же выяснить, за что пострадал Бруно.

Дело в том, что «никаких астрономических и научных открытий с именем Бруно не связано». Бруно не ученый, а идеолог. А. Койре писал по этому поводу, что «вне всякого сомнения, Джордано Бруно не очень крупный философ и слабый ученый». Бруно – пантеист, который объявляет Вселенную равной Богу. Бруно – неоязычник, возрождавший по сути, идолопоклонство, за что и пострадал. Его же героизм при общении с инквизицией, как считает Т. Кун, попросту романтизирован.

Христианство и в первую очередь христианство средневековья преследовало не столько людей науки, сколько людей, возрождавших язычество (мы отнюдь не защищаем сам принцип преследования, а обращаем ваше внимание на преувеличения атеистического штампа). Зачастую это шло не во вред, а на пользу науке.

Так для Запада … исходным пунктом средневековой науки стало Великое осуждение аристотелизма в 1227 г.. Чем же учение Аристотеля так опротивело церковникам, если на него опирались все те же схоласты.

Дело в том, Библия учит «как взойти на небо, а не как устроено небо». А потому, в Библии нет ясной и развернутой космологии. В ней нет ни астрономии, ни физики. Поэтому наряду с Библейским духовным мировоззрением в средневековье существовала античная картина мира, аристотелевская физика. Средневековые мыслители старались использовать то лучшее, что скопила Античность. Но временами интересы христианства вместе с зарождающейся наукой не совпадали с язычеством, тогда и возникала борьба.

Религиозное значение этой борьбы с аристотелевскими воззрениями очень ясно потом объяснит Бойль. Почему в сообщающихся сосудах вода переливается в более пустой? Аристотелевское объяснение (природа боится пустоты) в восприятии Бойля слишком антропоморфно. В самой материи, возражает Бойль, нет ни разумности, ни источника движения. Если природа боится пустоты – значит у нее есть душа, значит человек неотличим от природы. Но если человек неотличим от мира, то почему же лишь он на Суде отвечает за себя? Тут одно из двух – или вода должна нести не меньшую ответственность за свои поступки, страхи и предпочтения, что и человек. Или человек должен быть столь же безответствен, как и вода. Последнее означает, что нет бессмертия души. Если нет бессмертия и воздаяния – то нет смысла и в нравственности. Поскольку же Бойль убежден в необходимости нравственной ответственности человека – он ищет нетеологических и неантропоморфных, то есть неаристотелевских объяснений поведению воды. Вывод: вода поднимается не из-за боязни пустоты, а из-за разности давлений.

Эти анафемы аристотелизму были не столько фанатизмом и невежеством, сколько событиями, оградившими свободу личности в религии и освободившими человеческий разум и поиск в науке.

Итак, именно христианство создало необходимые предпосылки для рождения западноевропейской науки, чего нельзя сказать об античной мифологии и религии. Заслуга христианства в том, что оно «расколдовывало» и оправдало материальный мир. Звезды не есть боги, а материя не есть зло, поэтому мы можем их познавать. Возвращение от христианства к язычеству в эпоху Ренессанса не могло способствовать возникновению западноевропейской науки. Наука возникает в тот период, когда люди начали вновь относиться к миру по-христиански, а не по-язычески, в эпоху Нового времени.

2.4.3. Соотношение библейского происхождения мира с данными науки

В истории отношений христианства и науки, начиная с эпохи Просвещения (18 век) наступает тот переломный момент, когда люди по своей самоуверенности и упования на науку начали отвергать веру в Бога. Это повлекло за собой попытки опровергнуть библейское повествование о творении с научной точки зрения.

Одно из самых первых нареканий ученых было сотворение мира из ничего. Но наука, развиваясь пересматривает свои взгляды. Так эстонский академик Г. Наан выдвинул гипотезу антимира. По его предположению появление мира и антимира из ничего можно записать такой математической формулой: 0 = (-1) + (+1).

Также ученые умы обычно смущает и употребление Моисеем при описании творения слова день. Ведь по мнению науки возраст вселенной исчисляется миллионами лет. Но и здесь противоречие только мнимое. Христианская традиция, ссылаясь на слова Псалтыри "пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний" (Пс. 89,5), склонна понимать "шесть дней" творения как шесть основных эпох возникновения мироздания. Вопрос о длительности этих "дней" считается не имеющим вероучительного характера. Если чудо растянуть во времени - оно не перестанет быть менее чудесным.

Происхождение света раньше возникновения звезд и солнца, удивляло и вызывало насмешки скептических умов. Сегодня, однако, понятно, что светила возникают во Вселенной гораздо позже возникновения самой Вселенной и позже первичного излучения света. Тем более, что свет по-еврейски «ор» – не только означает свет, но является более широким понятием. Это свечение в целом, а говоря языком современной науки – волновые структуры поля.

2.4.4. Христианство и эволюция

Нешуточный спор разгорелся в последнее время в среде православной общественности относительно теории эволюции. Спор этот возник на Западе между католицизмом, попытавшимся в XX-м веке наладить диалог с миром, и крайними протестантами, перенявшими у Рима традицию жесткой регламентации научного мировоззрения в связи с буквальным текстом Библии. В России же эта проблема оказалась тесно связанной с революционно-нигилистической, а позже - советской атеистической идеологией. Еще Ф.М. Достоевский писал в своем дневнике, что в Англии теория Дарвина - одна из гипотез, а у наших "мальчиков" (он имел в виду революционеров) - давно аксиома. Из эволюционной теории "отцы" большевизма сделали для себя два вывода, которые бы самого Дарвина, безусловно, возмутили:

- человек произошел от обезьяны, а значит - не от Бога;
- человек есть всего лишь высокоорганизованное животное, значит, социальная борьба есть оправданное выражение природной борьбы за существование.

Т.о. "нечаевцы" и "бакунинцы" сделали научную гипотезу своим достоянием, надолго скомпрометировав ее в глазах верующих людей. К сожалению, в то время богословие смирилось с этой ситуацией, не разобрав эту теорию критически, а просто отвергнув ее.

Что касается дальнейшего периода, то партийным идеологам удалось прочно внедрить в сознание советского человека, что научное мировоззрение полностью несовместимо с религиозным, и, по мере "продвижения вперед", полностью вытеснит последнее. От советского человека скрывались многочисленные примеры верующих ученых и научно-мыслящих священнослужителей, таких как И. Ньютон, Б. Паскаль, И. Павлов, Д. Менделеев, о. Павел Флоренский, Ф. Лосев и многие другие. Более того, высказывания многих славных людей прошлого, как это было с М. Ломоносовым, переиначивались так, что они из верующих людей превращались в предтеч печально известного атеиста №1 Емельяна Ярославского /так же поступали и с писателями, и с художниками/. Религию преподносили как совокупность предрассудков, как синоним интеллектуальной и культурной темноты. А чтобы закрепить этот образ, запрещали поступать в семинарию просвещенной интеллигенции. Поистине, "мудрость века сего" не понимает "безумия" Креста Господня! Вот и сегодня, даже признающий себя православным школьный учитель истории в который раз повторяет на уроке сказку про обезьяну, которая много трудилась, пока не стала, наконец, вполне приличным человеком.
Конечно, признание бытия Бога не исключает и эволюционного развития мира. Напротив, если бы таковое было, то лишь бытие Бога и могло бы разумно объяснить его. Св. Григорий Нисский писал: "С первого творческого импульса все вещи существовали в своей заданности как бы некоторой оплодотворяющей силой, внедренной в мироздание для рождения всех вещей; но ни одна не имела еще отдельного и действительного бытия". Блаженный Августин развивает ту же мысль следующим образом: "Я думаю, что Бог вначале сотворил сразу все существа, одних действительно, других в их первоосновах... Подобно тому, как в зерне невидимо содержится все, что должно со временем развиваться в дерево, так следует нам представлять себе, что и мир в момент, когда Бог одновременно сотворил все вещи, содержал в себе все вещи, которые земля произвела, как возможности и как причины, прежде чем они развились во времени такими, какими их знаем мы" [Цит. по: Лелотт Ф.Решение проблемы жизни. Брюссель, 1959. С. 91].

Для богословия принципиально допустимы и креационная, и эволюционная гипотеза, при условии, что в обоих случаях Законодателем и Устроителем всего миробытия является Бог, Который мог все существующие виды или творить по "дням" сразу в завершенном виде, или постепенно, в течение "дней", "производить" из воды и земли (Быт. 1; 20,24) от низших форм к высшим силою заложенных Им в природу законов.

Однако необходимо при этом иметь в виду то, о чем писал еще проф. В.Зеньковский: "Не менее важно крушение идеи непрерывности в биологии - в проблеме развития одних видов животных из других. Сначала - после работ Дарвина - идея непрерывности имела огромный успех, но более внимательное изучение фактов показало, что построить генеалогическое древо в развитии "видов" животных одних из других невозможно: целые группы видов оказываются никак не связаны с другими" [Зеньковский В.В.Основы христианской философии: В 2 т. Париж, 1964. Т. 2. С. 35].

Теория Дарвина сейчас подвергается жесткой критике и в самой науке, ибо за прошедшие полтора века накопилось множество фактов, не вписывающихся в его простую модель.

О научности теории эволюции

Согласно теории сотворения (креационной теории) Вселенная, Земля и жизнь возникли в законченном, сложном виде вследствие воздействия силы извне природы - Творца. В момент сотворения все находилось в самом лучшем состоянии, последующие изменения имеют тенденцию к разрушению.

Согласно теории эволюции Вселенная, Земля и жизнь возникли в примитивном, простом виде. С момента их появления происходили некоторые изменения в сторону их усложнения. Теория "божественной эволюции" утверждает, что растущая сложность мира - следствие вмешательства разума извне (Бога); классическая теория эволюции считает, что причина этого в слепом случае.

Хоть тысячу лет будет дуть ураган в лесу, он не сможет построить из бревен избушку.

Абсурдно отвергать теорию сотворения как невероятную только из-за того, что она подразумевает Творца. Вера в Бога и вера в Слепой Случай совершенно одно и то же. Ни один из них не может быть более научным, чем другой.

Для теории эволюции есть ряд неразрешимых вопросов, которые показывают ее вненаучность.

Порядок или беспорядок?

Теория эволюции в ее чистом виде противоречит 2 закону термодинамики.

Второе начало термодинамики, наиболее подтвержденный наблюдениями физический закон, гласит, что любая система материи или энергии, свободная от внешнего воздействия, всегда стремится к распаду.

Либо должен существовать внешний источник необходимой для организма или системы энергии. Случайной энергии недостаточно. Слон является солидным источником энергии для посудной лавки, но не ведет к увеличению там порядка. Аналогично, живой организм может подвергнуться мощному энергетическому воздействию в виде атомного взрыва, но расти после этого вряд ли будет. Источник энергии, способствующей росту, должен быть приемлем для организма (еда).

Кроме того должна была существовать информация о пути использования этой энергии. Все системы любого живого организма (в том числе и пищеварительная система) развиваются по особой схеме благодаря генетической информации (ДНК), которую организм наследует от родителей.

Второе начало термодинамики без сомнения указывает на то, что ее информация - продукт акта сотворения, а не слепого случая.

Как возникла жизнь?

Происхождение жизни – неразрешимая загадка для теории эволюции.

Самая простая живая клетка, которая теоретически может существовать (намного проще, чем те, что существуют в действительности), будет состоять из 124 различных белков, каждый из которых будет содержать около 400 строго определенных L-аминокислот в строгой же последовательности. Вероятность, что химические вещества, необходимые для этого, случайно соединятся в необходимой последовательности, как подсчитано, равна 10 78436 . Не говоря уже о том, что для воспроизведения живой клетки необходима ДНК, не менее сложное соединение. Например, ДНК Escherichia coli, обычной одноклеточной бактерии, состоит из более чем четырех миллионов нуклеотидов, каждый из которых состоит их сахара, основания и фосфата, причем все - в определенной последовательности. Если каждый нуклеотид мы обозначим какой-либо одной буквой, то лишь для того, чтобы просто записать последовательность соединения нуклеотидов этой "простой" клетки, нам понадобится шесть томов по триста страниц каждый. Интересно, какой случай помог всей этой информации так удачно соединиться?
Таким образом, случайные химические процессы совершенно не способны создать даже самую простейшую форму жизни.

Как возникло сознание и где переходное звено между обезьяной и человеком?

К великой печали марксистов, в сонме открытий останков древних людей и животных так и не найдено так называемого "промежуточного звена" - от примата к человеку.

Так как считается, что человек и африканские человекообразные обезьяны (гориллы и шимпанзе) эволюционировали от одного общего предка, то среди окаменелостей должны быть тысячи переходных форм, по которым можно было бы восстановить этого "общего предка". Однако у нас есть только два "недостающих звена": Homo Erectus (человек прямоходящий), изначально известный как питекантроп на Яве и синантроп в Китае, и австралопитек. Первый был тщательно исследован и оказалось, что он совершенно подобен обезьяне; Эжен Дюбуа, нашедший его на Яве, заявил, что это крупное, похожее на гиббона существо, возможно было промежуточной формой между обезьяной и человеком. Но в течение целых тридцати лет он почему-то никому не рассказал о тех человеческих черепах, которые он нашел в том же раскопе. Человеческие останки были найдены в том же раскопе, что и человек прямоходящий в Чжоукоутяне (Китай) и в более старых породах в долине Олдувай. Таким образом, кем бы ни был Homo Erectus, он был современником человека, а не предком.

Австралопитека тоже прилежно исследовали, и обнаружили, что это был вид вымершей ныне обезьяны, которая очень сильно напоминает орангутанга, азиатскую - вовсе не африканскую - человекообразную обезьяну. Кроме того, окаменевшие человеческие кости были найдены в Калаверасе, Кастенедоло, Олмо, Гваделупе и т.д. в породах, датированных на миллионы лет старше, чем те, в которых были найдены питекантроп или австралопитек. В отличие от прежних классификаций, палеоантропологи сейчас относят неандертальца и кроманьонца к Homo Sapiens. И тот, и другой обладали большим объемом мозга, чем современный человек, и физически были во многом совершеннее современного человека. Очевидно, что они не были "примитивными предками", а просто древними людьми. И сколько "обезьянолюдей" мы имеем? Ни одного - в точности как предсказывала теория сотворения.

Да и вообще не только для человека, но и для других форм животных нет достоверных переходных форм. Было найдено более 1 000 000 000 000 окаменелостей. Ни одной переходной для двух видов животных формы найдено не было, несмотря на настойчивые предсказания потенциальных "переходных групп".

Хребет теории эволюции составляет учение о естественном отборе. Как доказательство его существование обычно приводят достижения искусственного отбора. Используя искусственный отбор, люди смогли вывести новые породы животных и сорта растений. После тысяч лет искусственного отбора люди добились того, что куры несут больше яиц, коровы дают больше молока, свекла содержит больше сахара и т. д. Тем не менее, во всех подобных случаях изменения происходят только в определенных пределах, за которые выйти не могут. Куры остаются курами, коровы - коровами, а свекла не перестает быть свеклой.

Но, к удивлению сторонников эволюции, чем дальше селекция заводит группу от ее исходного состояния, тем менее жизнеспособными становятся члены этой группы. Например, была выведена порода кур, цыплята которой достигали оптимального для употребления в пищу размера всего за шесть недель после появления на свет. Но при этом цыплята требовали немалого ухода и усилий просто для того, чтобы в течении семи недель они выжили. А когда группам, разделенным для селекции, позволяют смешаться и иметь смешанное потомство, как это происходит в дикой природе, смешанная группа возвращается в первоначальное состояние всего через несколько поколений.

Теория эволюции настолько въелась в нашу систему образования, что до сих пор во многих учебниках мы можем встретить уже не научные, а антинаучные факты теории эволюции.

Так, общепринятая теория рекапитуляции основана на работах немецкого биолога Эрнста Геккеля. В 1860 году он опубликовал свои рисунки, которые якобы являлись научным доказательством теории. Однако позже Геккеля обвинили в фальсификации: он сфабриковал результаты лабораторных исследований. Эти доказательства - чистейшая ложь!

Геккеля разоблачили в 1907 году, но самое невероятное в том, что его фальшивая "теория рекапитуляции" до сих пор присутствует во многих учебниках биологии! В итоге многие до сих пор уверены, что человеческий зародыш проходит через стадию рыбы, что у него в этот период есть жаберные щели и желтковый мешок; потом наступает стадия амфибии, потом рептилии и так далее. Это самая настоящая выдумка. Так называемые "жаберные щели" ничего общего с жабрами не имеют, да и с процессом дыхания тоже. Это складки тканей гортани, в которых расположены несколько желез. "Желтковый мешок" содержит не желток, а кровь; "хвостик" - точка прикрепления тазовых мышц; сердце развивается раньше остальных элементов системы кровообращения; язык прежде зубов и т. д. Собственно, любой знающий эмбриолог может объяснить, чем отличается зародыш человека от зародыша животного на любой стадии развития.

Это вовсе не небезобидная ошибка. В 1973 году в Соединенных Штатах состоялся процесс "Рой против Вэйда", в результате которого Верховный Суд США разрешил аборты по требованию. Произошло это потому, что судья считал, что зародыш не является человеком вплоть до последних стадий своего развития. Никто не смог объяснить ему, что это не так - и вот, только в США из-за этого погибло более 24 миллионов младенцев.

Кроме теории рекапитуляции еще одним «убедительным» доказательством теории эволюции считается наличие у человека рудиментарных органов. В начале девятнадцатого века считалось, что у человека около 180 рудиментарных органов (согласно списку Ведершейма). Однако в наше время только шесть органов нашего тела не имеют четко определенных функций, вернее, просто мы их еще не знаем. Например, миндалины и аппендикс содержат лимфоидную ткань, которая помогает бороться с инфекцией. Копчик - точка, где крепятся все тазовые мышцы. Тимус, щитовидная и шишковидные железы, как сейчас уже известно, тоже выполняют важную работу. О значении других "рудиментарных" органов вы можете прочесть в любом учебнике анатомии. Кроме того, пока еще неизвестно о существовании ни одного "развивающегося" органа, и это касается животных всех видов.

Подводя итог, можно сказать, что восприятие теории эволюции, как строго научного доказательства не выдерживает критики со стороны самой науки.

2.5 Отличие православного взгляда на сотворение мира от протестантского воззрения

У христиан, обращающихся к проблеме эволюции, возникает совершенно естественная “аллергия” к этой концепции. Но у православия и западного богословия мы находим существенную разницу во взглядах на возможность эволюции при сотворении мира.

Во-первых, это связано с тем, что западное христианство, в отличие от православного восточного, даже в первые тысячелетия нашей эры, когда Церковь была еще единой, мыслило в большей степени юридическими и моральными категориями. Восток же, византийские православные отцы, мыслили категориями бытийственными. Преподобный Максим Исповедник, например, говорит о вселенском, всемирном спасении. Именно спасение всей твари совершает Христос.

Для западной мысли спасение есть выяснение отношений между человеком и Богом. Человек согрешает, Бог на него гневается, и Христос выступает посредником, платит штраф. Во вселенной ничего не меняется, мир и человек остаются прежними, лишь чуть меньше гнева на небесах, и молнии реже падают на землю.

Восток спасение во Христе понимает совершенно по-другому. Вся тварь изменилась, вся тварь вострепетала. Слово стало Плотью, весь мир оказался преображен, пронизан Богом. В этом заключается космическое призвание христианства, то есть преображение всего мира, который должен войти в Царствие Божие измененным. В мире нет ничего такого, что предназначалось бы для того, чтобы быть вне Бога. Творец не создал ничего, что должно было бы существовать в аду, то есть вне Бога. Замыслом Божественной любви все в мире должно найти путь к Нему, и путь этот лежит через таинство спасения человека. От свободы человека зависит, в какой полноте и сам человек, и связанный с ним мир войдут в Царство Небесное. Космическая перспектива восточного христианства была затушевана для Запада его юридизмом и морализмом.

Во-вторых, в западной философской мысли, начиная с Августина получила распространение идея одномоментного акта творения, что сделало эволюционистские концепции антихристианскими, антибиблейскими. Дело в том, что в книге Премудрости Иисуса сына Сирахова говорится, что "Живый во веки созда вся обще" (Сир. 18.1, церковно-славянский перевод). Греческое koine означает "вместе", "соединенные воедино", но латинское simul - "одновременно". В восприятии тех, кто изучал Библию по латыни, получалась, что Бог создал все одновременно…

Третье обстоятельство, которое сделало идеи эволюции в принципе неприемлемыми для Запада, точнее, для протестантского мира, заключается в том, что протестантская сотериология и протестантский антиэволюционистский запал тесно связаны между собой. Протестанты утверждают, что спасение происходит исключительно деятельностью Христовой. Человек в протестантском понимании спасения есть не более чем реципиент, который должен, говоря словами патриарха Сергия, “расписаться в уведомлении” о том, что на его банковский счет “перечислены” заслуги Христа.

Протестантское богословие не ожидает от человека серьезного духовного творчества, духовного труда, между тем как в Православии предполагается решительное бытийственное творчество. Человек призван в такой степени открыть себя для Бога, чтобы преложиться в Бога, стать сыном Божиим по благодати. Человек должен стать по благодати тем, чем Бог является по природе. В Православии есть термин синергия, что означает содействование, сотрудничество Божественной благодати и человеческой свободы. Протестантство синергизма не знает. С одной стороны, это естественно и логично именно для протестантства, так как католическое богословие истину синергизма исказило в крайность. Человек, в их представлении, может купить свое спасение, место в Царстве Божием делами благочестия. Бунт Лютера против католичества был в этом отношении даже разумным, но привел к другой крайности. Спасение теперь понимается как принятие оправдания, которое Христос совершил для человека.

Протестантизм внутренне так же логичен и в своем бунте против идей эволюции. Разве может быть синергия, сотрудничество твари, материи и Бога, если даже людей спасает только одна воля Бога? Читая брошюрки против теории эволюции, надо уметь отличать верные и глубокие замечания, критикующие дарвиновскую теорию, и конфессиональную ангажированность некоторых протестантских выводов.

Для православного христианина вовсе не обязательно столь негативно оценивать возможности сотрудничества Бога и мира. Борьба против дарвиновской теории эволюции не есть борьба против феномена развития и усложнения в нашем мире, как такового.

Важнейший мотив библейского рассказа о творении мира - постепенное становление творения. Не в одно мгновение делается мир, но в некотором временном интервале, в знаменитой Седмице Творения. В каждый из этих дней происходит нечто именно для него характерное. Развитие мира постепенно, однако Библия не дает никаких оснований говорить о саморазвитии вселенной. Переход от одного дня к другому опосредуется Божиим призывом “Да будет!”, и земля отвечает на этот творческий порыв.

Именно откликаясь на призыв Слова, земля в Шестодневе производит жизнь. "И сказал Бог, да произрастит земля зелень, траву, древо плодовитое... И произвела земля... И сказал Бог: Да произведет земля душу живую по роду их, и скотов и гадов и зверей земных по роду их. И стало так". (Быт. 1. 11,12,24).

Этот творческий ответ земли так описывает св. Василий Великий: "Представь себе, что по малому речению холодная и бесплодная земля вдруг приближается ко времени рождения, и как бы сбросив с себя печальную и грустную одежду, облекается в светлую ризу, веселится своим убранством и производит на свет тысячи растений”.


3. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА (АБОРТЫ, КЛОНИРОВАНИЕ, ЭВТАНАЗИЯ) В СВЕТЕ ПРАВОСЛАВНОГО ВЗГЛЯДА НА СОТВОРЕНИЕ МИРА.

Человек, не задумываясь порой о том, кто Творец и Дарователь жизни и, прежде всего, бесценной души совершает огромную ошибку. Считая, что Бога нет, он сам ставит себя на место Творца и Промыслителя жизни. От этих убеждений и проистекает нравственная катастрофа. Человек приобретает уверенность в том, что он может и лишить человека жизни, и создать себе подобного. Так в современном мире возникли проблемы абортов, клонирования и эвтаназии.

Страшным грехом являются аборты. Это, по сути, законное убийство маленького, беззащитного человека, который даже еще не успел появиться на свет. И общество уверено в том, что право матери – будет жить ее дитя или должно умереть, не родившись. Это же узаконенное преступление! Как можно прерывать бытие зарождающейся жизни, всего лишь считая, что ребенок – то ребенком по сути не является. Что это какой-то орган, который «хозяйка» может и оставить и выбросить. Некоторые, не желая оставить свои предубеждения в стороне и разобраться в проблеме жизни, до сих пор считают, что эмбрион эволюционирует из клеточки в рыбку, потом в рептилию, а дальше в собачку и на ранних порах беременности не является человеком. А потом, при пересмотрении фактов, оказывается, что предполагаемые жаберные щели всего лишь железы, хвостик – это не хвостик, да и вообще на 12 недели, когда еще разрешен аборт, зародыш человека имеет уже все сформированные человеческие органы. К новой жизни, как к тайне, надо относиться с уважением, заботой и вниманием.

Если аборты испокон веков являлось грехом, то достижения современной науки привели к возможности совершения не менее страшного преступления перед человечеством – клонирования людей. На каком основании человек имеет право создать себе подобного искусственным путем? Для пересадки органов или для возрождения рабовладельчества? Если я сам искусственно создал человека-клона, то тогда его можно убить, можно продать, можно заставить работать и все без ответственности за свои поступки. О клонировании, например, сначала говорят как о способе, когда человеку для творения себе подобного не нужен будет Бог, а потом уже вскользь и не очень убедительно добавляют, что это поможет пересадке любых органов в случае катастрофы. Чем кончаются подобные эксперименты, блестяще показал М. Булгаков в "Собачьем сердце".

Не менее страшным преступлением является попытка человека сознательно прервать свою жизнь. Если самоубийство всегда считалось чем-то страшным, то самоубийство в современном обществе в виде медицинской эвтаназии почему-то стало считаться приемлемым. Часто Господь дает человеку крест, а он не хочет его нести. Ему тяжело. «Зачем мучаться?» – думает человек в болезни. Хотя в эти последние мучительные минуты Господь, может быть дает человеку время для покаяния и прощает, если он тянется душой к Богу и искренне кается. Но человек, зачастую не сознавая смысла болезни – посещения Божьего – хочет прекратить свое мучительное существование. Это является грехом против Бога и против человека, как самого болящего, так и окружающих его. «Право на смерть» легко может обернуться угрозой для жизни пациента, на лечение которого не достает денежных средств.

Попытки людей поставить себя на место Бога, по своему произволу изменяя и «улучшая» Его творения, могут принести человечеству только новые тяготы и страдания. Замысел клонирования является несомненным вызовом самой природе человека, заложенному в нем образу Божию, неотъемлемой частью которого является свобода и уникальность личности.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Закон Божий. Изд. Ковчег, 2001

2. Зеньковский В., проф. прот. Апологетика. Киев, 1990

3. Катехизис. Издание Украинской православной церкви. Киев, 1991

4. Кураев Андрей, диакон. Человек приходит в мир. /Сборник: Православные ученые о сотворении мира. Клин, 1999

5. Кураев Андрей, диакон. Школьное богословие. Москва, 1997

6. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. Москва, 1997

7. Основы социальной концепции Русской православной Церкви

8. Помазанский Михаил, протопресв. Догматическое богословие.

9. Слободской Серафим, протоиерей. Закон Божий. Изд.4

10. Хобринк Бен. Эволюция. Яйцо без курицы /пер. на рус. Изд. Мартис, 1993

Вернуться