Пост,
как заповедь Божья

Рябоконь Анна

Содержание

1.Что такое пост.
  1.1. Определение поста
  1.1.1.Пост как воздержание телесное и духовное
  1.1.2.Пост как милосердие
  1.2. Предназначение поста. Пост как духовное врачевание
  1.3. Установление поста
  1.3.1.Установление поста Господом в раю
  1.3.2.Пост в Ветхом Завете
  1.3.3.Пост в Новом Завете
  1.3.4.Пост в первохристианские времена
  1.3.5.Добродетели поста в раннем монашестве
  1.3.6.Пост на Руси
2.Пост в уставе Православной Церкви
  2.1. Многодневные посты
  2.1.1. Великий пост
  2.1.2. Петров Пост
  2.1.3. Успенский пост
  2.1.4. Рождественский пост
  2.2. Однодневные посты
  2.3. Пост перед принятием Святых Таин
3.Как правильно поститься современному человеку
  3.1. Искажение поста у современных христиан
  3.2. О детском посте

 

1. Что такое пост.

1.1. Определение поста

Пост христианский есть телесное и духовное воздержание не только от запрещенного, но и от того, что человеку позволено.

В Православной Церкви пост является всеобщим установлением, то есть он установлен для всех: и монахов, и мирян, и нищих, и взрослых, и детей. Но он не является повинностью, неприятной обязанностью или наказанием - его следует понимать как спасительное средство, своего рода врачевство для каждой человеческой души.

« Пост не отталкивает от себя - пишет об этом св. Иоанн Златоуст - ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти».

Пост является существенным пособием для успешной духовной жизни, упражнением, способствующим подчинению души и тела духу, а через это - Богу. В то же время пост есть сильное оружие в Борьбе с сатаной. Пример поста дал Господь.

Таким образом, целью поста является не самоистязание, не «умерщвление» тела, как полагают некоторые, а его смирение пред высшей частью человеческого существа - духом.

Вот что такое настоящий христианский пост. Это не просто «не вкушение» чего-то и не просто количество «не съеденной» нами пищи. Это сознательное и добровольное воздержание с благочестивой целью, или, выражаясь короче, самоотвержение ради Христа.

1.1.1. Пост как воздержание телесное и духовное

Пост есть или совершенное воздержание от пищи (пример Господа Иисуса Христа - Мф. 4 гл., пророка Моисея - Исх. 34 гл., Ниневитян - Ион 3 гл., Ап. Павла - Деян. 9,9 и др.), или временное и даже постоянное воздержание только от некоторых видов пищи, - например от мяса, молока, вина, роскошных блюд и подобное, чтобы нам быть безразличным к пище, не услаждаться ею.

Пост также есть воздержание от брачного ложа (Кор. 7,5), от скромных и дозволенных радостей и развлечений жизни.

Есть пост телесный, есть пост душевный. При телесном посте тело постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживается от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла.(Святитель Василий Великий)

Если мы постимся, воздерживаясь только от пищи, то по прошествии сорока дней, проходит и пост. А если воздерживаемся от грехов, то и по прошествии этого поста он еще продолжается, и будет с нами от него постоянная польза.(Святитель Иоанн Златоуст)

Тот никогда не может подавить возбуждений похоти кто не силен бывает обуздать позывов чревоугодия…Ибо никак не поверишь, чтобы мог поспорить с сильнейшими соперниками тот, кого видишь преодолеваемым слабейшим в легкой схватке. Если постясь телесно, мы будем опутываться пагубнейшими страстями душевными, то никакой не принесет нам пользы измождение плоти, когда при этом оскверненными остаемся в драгоценнейшей части…нашего естества, которая собственно соделывается жилищем Святого Духа. (Прп. Кассиан Римлянин)

1.1.2. Пост как милосердие

Пост также является и в совершении добрых дел. Он есть преимущественная забота о бедных, т.е. отказ от своего излишка и довольства в пользу неимущих и несчастных.

Об этом Господь говорит еще в Ветхом Завете:

Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагаго, одень его, и от единокровного не укрывайся (Ис. 58, 6-7)

Кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами…Что пользы когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?…Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждующих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния. (Свт. Иоанн Златоуст)

На этом назначении поста Церковь настаивает в великопостных песнопениях.

1.2. Предназначение поста. Пост как духовное врачевание

Святые отцы говорят о важности поста, но не считают его чем-то достаточным для спасения. Пост нужен для того чтобы дать духу торжествовать над плотию. Когда у нас бывают сильные плотские желания, тогда трудно человеку жить духовно. Поэтому и нужно ослабить тело.

Блудный сын, упоминаемый в Евангелие, лишенный пищи, пришел в себя и покаялся (Лк. 15,17-28).

В жизни преп. Макария Великого рассказывается о его встрече с бесом, который между прочем сказал: «Все что ты делаешь, и я делаю. Ты постишься, а я совсем не ем. Ты бодрствуешь, а я совсем не сплю…»

Действительно, как мы знаем из святоотеческого учения, самый строгий пост не принесет пользы, если ему сопутствует гордыня и осуждения других. Без смирения невозможно спастись.

Пост не есть какая-то самостоятельная добродетель. Он не есть смирение, но способствует приобретению смирения. Пост не есть целомудрие и чистота, но способствует достижению этих добродетелей. Пост - это делание, причем делание телесное.

Так и следует понимать слова преп. Иоанна Кассиана « Мы не полагаем надежды на один пост. Он не есть сам по себе благо или сам по себе необходим. Он с пользою соблюдается для приобретения чистоты сердца и тела, чтобы, притупив жало плоти, человек приобрел умиротворение духа».

Нам нужно приучить себя к жизни загробной, равноангельской. На том свете не едят и не пьют, а если человек во время своей жизни на земле привыкнет «изнурять себя заботами» о пище и питье (И. Златоуст), тогда ему в Царстве Божием нечего будет делать. Таких людей конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме; они мыслят о земном. Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его(Фил. 3,19-21).

Особенно важной представляется тайна, открытая Господом ученикам: что именно благодатью поста изгоняется сила бесовская.

Спаситель объяснил, что с дьяволом можно бороться с помощью поста и молитвы. Сей (то есть бесовский) родне может выйти иначе, как от молитвы и поста.(Мк. 9,29)

Проясним это место Священного Писания: каждый человек должен всячески прогонять от себя силу бесовскую, этому научает нас и самое естество. Но ничем сила бесовская не может быть прогнана, как только молитвою и постом. Следовательно, всякий обязан молиться и поститься

1.3. Установление поста

1.3.1. Установление поста Господом в раю

Пост для людей установил сам Господь еще в раю и даже еще до грехопадения первых людей. Бог, сотворив Адама и Еву, дал им в пищу всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя (Быт. 1,29); но на одни плоды Богом было положено запрещение, и именно, на плоды «древа познания добра и зла». Вот что читаем мы в Книге Бытия: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2,16-17). Люди нарушили этот первый пост, послушав советов диавола, и удалились от Бога. От этого первого нарушения поста и начался грех.

Грех прародителей изменил то высокое положение, какое Господь дал людям в мире, - и вместо царственного владычества над землей человек стал рабом природы, должен был подчиняться ее законам. Поэтому-то и доныне люди, чтобы освободиться от греха, налагают на себя пост.

1.3.2. Пост в Ветхом Завете

Св. Библия показывает нам, что все ветхозаветные великие праведники и все, вообще, люди постились. Постились, когда испрашивали у Господа милости; постились, когда каялись во грехах; постились, когда вразумлял их Бог. Пророк Моисей постился, когда принимал на горе Синае наставления от Господа Бога: Моисей вступил в средину облака и взошел на гору: и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей (Исх. 24,18).

И пробыл там Моисей пред Господом сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил(Исх. 34,28).

Постился и царь Давид, напр., в день погребения своего союзника Авенира: Клялся Давид говоря: то и то да сотворит со мною Бог, если я до захождения солнца вкушу хлеба или чего-нибудь(2Цар. 3, 35) и, вообще, при начальных или тяжких обстоятельствах (Пс.34,13; Пс.108,24).

Пророк Илия, идя к горе Божией Хорив, постился сорок дней и сорок нощей (3Цар. 19,8).

И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись, провел ночь, лежа на земле (2Цар. 12,16).

Пост предварял все великие и страшные события в жизни ветхозаветных праведников, тем более мы, просвещенные благодатью крещения, должны подражать их добродетелям.

В древности само слово «пост» не означало, как сейчас, перехода с мясной пищи на растительную. Телесный пост понимался, тогда как совершенное воздержание человека от пищи. Постящиеся подвижники позволяли себе поесть только вечером и лишь для того, чтобы подкрепить свои силы.

Временно воздержался от известного рода пищи, например, пророк Даниил. Вот как говорил он о себе: « Я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои» (Дан. 10,2-3).

Были посты и общие - для всего народа в дни народного покаяния, например, у израильтян (Суд. 20,26; 1Цар. 7,6; 31,13) и у Ниневитян после проповеди пророка Ионы (Ионы 3,5).

1.3.3. Пост в Новом Завете

В Новом завете Сам Спаситель показал пример поста. Евангелист рассказывает, что Иисус был возведен Духом в пустыню и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал (Мф.4,1-2).

Господь неоднократно говорит с учениками о воздержании, открывая им многое о тайне поста.

Спаситель объяснил, что поститься должно не на показ, не для того, чтобы люди видели постника и хвалили его. Поститься нужно не с целью достигнуть славы среди людей, а для того, чтобы снискать милость и благодать Божию. «Когда поститесь, - говорит Спаситель,- не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачный вид, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получили награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем Твоим, который в тайне, и Отец Твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6,16-18). Итак, Спасителем обещана за пост небесная награда.

Пророк Божий и Предтеча Иоанн, о котором Сам Господь свидетельствует, что он, больший из рожденных женами, был великим постником. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед (Мф. 3, 4). Вот что еще говорит о нем Христос: Пришел Иоанн, ни ест, ни пьет (Мф. 11, 18). Господь называет его Пророком и больше Пророка, паче же Ангелом, присовокупляя сии слова: Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 9-11). Житие Иоанна Предтечи в пустыне воистину было равноангельным, посему одно из его духовных имен - Ангел пустыни.

Ученики Христовы, как известно из Евангелия, не постились. Когда Спасителю с удивлением указали на это, Он отвечал: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни…» (Мф. 9,14-15).

Вникнем в слова Господа, призывающие нас к шествию тесным путем: Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7, 13; см.: Лк. 13, 24). Но какие это узкие врата и тесный путь? Тот ли, который научает соблюдать строгие посты, или тот, который позволяет делать всякое угождение чреву своему, как богу, и нарушает и разоряет святые посты? Далее увидим, что пост, установленный Православной Церковью, и ведет нас этим тесным путем и помогает достигнуть узких врат.

1.3.4. Пост в первохристианские времена

В Ветхом Завете Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали и, делая так, они имели благословение во всех делах своих.

Зная сие, святые апостолы установили и предали на помощь нам, и как благодеяние душам нашим, еще нечто большее и высочайшее – чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и посвящали ее Богу: дабы и мы таким образом получили благословение на все дела наши, и ежегодно очищали грехи, сделанные нами в течение целого года.

В древней церкви пост был очень строг, выражаясь или в неядении в течение более или менее продолжительного времени, или в сухоядении ежедневном, но не ранее вечера. По словам Тертуллиана, во время прощения не давалась даже вода.

Апостолы постоянно обращались к первым христианам, напоминая о важности поста.

В Послании к Римлянам сказано: Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти. И еще: Попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13,13-14).

Апостол Павел во многих своих посланиях часто говорит о необходимости поста: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве (1 Кор. 7,5). Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах (2 Кор. 6, 4). В труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте (2 Кор. 11, 27). Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5, 18). Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться (1 Фее. 5, 6). Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание(Кол. 3, 5).

В Первом послании апостола Петра о том же предмете говорится следующее: Посему, возлюбленные, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа (1 Пет. 1, 13). И еще: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкаюший лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5,8).

В последующее время особое внимание церкви к посту было вызвано появлением ересей, из которых одни ставили пост наравне с нравственными высшими обязанностями христианина, а другие отрицали всякое значение постов. Учение древней церкви о постах суммировано Гангрским собором, который подвергает анафеме как тех, кто без крайней необходимости для здоровья нарушает пост, установленный церковью, так у тех, кто осуждает собрата, с благословением вкушающего мясо в дозволенное время. Позже на Востоке церковное значение поста было усилено: грех нарушения установленного поста был приравниваем к ереси.

1.3.5.Добродетель поста в раннем монашестве

Читая древние патерики, мы поражаемся величию духа и силе воли святых отцов, проводивших всю жизнь в суровых подвигах. Они не позволяли себе не только есть, но и спать вволю. Иные из них не имели даже ложа для сна, а сидели и дремали сидя

Пост их трудно сравнить с нашим: несколько сушенных фиников и сухари с водой, причем съеденные лишь после захода солнца, - это у них еще не называлось постом. Некоторые подвижники вкушали раз в неделю, другие никогда не ели даже хлеба – только травки и корешки!..

И все же бывали случаи, когда святые отцы нарушали пост. Нельзя сказать «позволяли себе нарушить пост» или «давали себе послабление» - они именно считали своим долгом нарушить совершенный пост. Как так?

В книге «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов» содержится такая повесть.

Авва Силуан и ученик его Захария пришли в один монастырь, где их упросили вкусить немного пищи на дорогу. Когда вышли они из монастыря, ученик увидел воду на дороге и захотел пить; старец сказал ему: «Захария, ныне пост!» «Разве мы не ели, Авва?» - спросил ученик. «Ели, но это было дело любви,- сказал старец, - а теперь мы должны соблюдать пост свой».

Принять угощение ближнего, равно как и угостить его, не обидеть отказом, не показать, что ты лучше постишься, чем он, - это «дело любви». А любовь, учит Писание, есть высшая добродетель христианина.

О преподобном Макарии Египетском известно, что, посещая своих учеников, этот великий постник «ради любви» выпивал предложенную ему чашу вина и вкушал предложенную пищу (конечно, не скоромное). Однако потом, вновь уединившись, он удваивал свой пост.

Другие подвижники нарушали совершенный пост и ради гостя-паломника, посетившего их. Вместе с усталым путником хозяин-постник садился в внеурочное время за стол и разделял с ним трапезу.

1.3.6.Пост на Руси

Законодательство государственное, на Востоке и на Западе, покровительствовало постам. На дни Великого поста закрывались всякие зрелища, бани, игры, прекращалась торговля мясом, закрывались лавки. Рабовладельцы освобождали рабов от работ и часто отпускали их на свободу. С появлением монашества пост сделался предметом одного из монашеских обетов. Влияние монастырей развивало в населении любовь к постничеству. Христианская вечеря во время поста, бывшая единственной трапезой в продолжение дня, резко отличала христиан от язычников, имевших привычку есть часто.

Этот взгляд на пост перешел в Россию вместе христианством; отсюда берет начало то особое уважение к посту, которое существует доселе в русской церкви и в русском народе.

Наши предки очень высоко ставили послушание уставу Церкви и тех, кто нарушал, например, положенные посты, искренне считали еретиками. Сами они видели в нарушении поста великий грех и, как пишет историк Церкви митрополит Макарий, «скорее согласились бы умереть, нежели съесть в пост кусок мяса или яйцо даже в тяжелой болезни для подкрепления своих сил».

В своей повседневной жизни миряне старались подражать монахам. Великий пост они проводили в особенной строгости, как время покаяния. В продолжение его, как и положено, не вкушали ничего рыбного и не пили никакого вина. Некоторые - самые строгие постники, подражавшие монахам пустынникам, принимали пищу лишь по субботам и воскресеньям. Много было таких, которые садились за трапезу только во вторник, четверг, субботу и воскресенье, а в прочие дни хранили совершенный пост. Еще были такие, кто по понедельникам, средам и пятницам хотя и ел он только хлеб с водой. Были и такие, кто в течение всего Великого Поста не вкушал ничего горячего, приготовленного на кухне.

Замечательные, редкие постники были не просто среди простонародья, но и среди велико поставленных вельмож и даже государей.

Вот что рассказывает В. О. Ключевский о постнических подвигах «тишайшего» царя Алексия Михайловича. «С любым иноком он мог поспорить в искусстве, молиться и поститься: в Великий и Успенский пост по воскресеньям, вторникам, четвергам и субботам царь кушал раз в день, и кушанье его состояло из капусты, груздей и ягод - все без масла; по понедельникам, средам и пятницам во все посты он не ел ничего». Такой строгости в соблюдении постов он навык с детства. Конечно, благочестие Государя накладывало опечаток на весь строй общественной жизни.

Архидиакон Павел Алеппский , посетивший Россию в середине 17 века, как раз в царствование Алексия Михайловича, добавляет к сказанному еще одну подробность древнерусского поста: он заметил, что миряне целыми семьями в течении всего года каждый день постились до 2 часов пополудни - то есть до того времени, когда во всех храмах заканчивалось богослужение. Еще тот же путешественник был поражен тем, как эти дети, вместе с родителями, отстаивали многочасовые монастырские службы, не уходя и не садясь…

Если во время Государя А. М. встретить среди русских людей, не постящихся трудно, то в течение 18 века, с распространением вольнодумства в « образованном» обществе, их становилось все больше. Люди святой жизни, подвижники благочестия все чаще проповедуют на тему поста, обличают пренебрегающим им, предупреждают православных, что не соблюдают церковных постов, являются врагами Церкви…

«Не вступай в дружбу и не имей союза с врагами Христианской Церкви: с еретиками, с раскольниками, не верами и теми, кто не соблюдает святых постов», - эта заповедь принадлежит преп. Серафиму Саровскому, любвеобильному старцу, который встречал посетителей словами: «радость моя»!

В 19 веке высшие классы общества, сильно зараженные западным рационализмом, все дальше отходили от православной традиции.

И все же строгий дух православного благочестия не ушел – он хранился в других сословиях русского общества: кроме духовенства, это было крестьянство и купечество. И посты хранились, хотя редко какие из состоятельных семей обходились, подобно царю Алексию Михайловичу, капустой с грибами и ягодами – наоборот изобретались все новые, чрезвычайно вкусные постные блюда. Конечно, без масла большую часть из них не приготовишь – так что растительное масло, видимо, было в обычае использовать и Великим постом.

2.Пост в уставе Православной Церкви

По слову Божию, христиане постятся в память о своем Спасителе. Причем не произвольно, когда захотят, а в те дни и времена, которые установлены Святой Апостольской Церковью. В период поста христиане не только не едят скоромной пищи, но и всякую другую пищу должны употреблять в умеренном количестве и в определенное церковным уставом время.

2.1. Многодневные посты

Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост - в Четыредесятницу, для лета летний - в Пятидесятницу (Петров пост - ред.), для осени осенний - в седьмом месяце (Успенский - ред.), для зимы - зимний (Рождественский - ред.)

В году 4 времени года, т.е. весна, лето, осень, зима. И Великий Пост приносится от нас в дар Господу Богу, как десятина всего лета, и это по пророчеству Захарии есть первый пост.

Позже Церковью были установлены и другие длительные посты: Рождественский (40 дней перед праздником Рождества Христова), Успенский (с 1(14) по 15(28) августа, до Успения Пресвятой Богородицы) и Петров (или апостольский, в честь святых апостолов Петра и Павла).

Второй пост совершается в то время, когда постились св. апостолы, по сошествии на них Святого Духа, и который называется Петровым. И сохраняя, сей пост, подражает им, как учителям и просветителям наших душ.

Третий пост, осенью, бывает в честь Успения Божией матери, в подражание Ей и для выражения любви к Ней; он начинается с первого дня августа и продолжается до 15. Сама Божия матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, непрестанно молилась и постилась.

Четвертый пост, зимою перед Рождеством Христовым, соблюдается в воспоминании того, как Сын Божий, по неизглаголанному Своему милосердию к человеческому роду, благоволил сделаться человеком, избавить нас от работы диаволу, примирить со Отцом и даровать нам Своим пришествием все спасительное.

Каждому из них соответствуют свои установленные правила относительно пищи, записанные в богослужебной книге – Типикон (Устав). Так, Успенский пост по строгости приравнивается к Великому; а в Рождественский и Петров посты есть много дней, когда православные могут вкушать масло и рыбу.

2.1.1.Великий пост

Великий пост в христианстве учрежден со времен самой церкви; он основан на примере Иисуса Христа и апостолов. Древнейшие из церковных писателей - говорят, что апостолы установили пост в 40 дней, подражая примерам Моисея, Илии и самого Иисуса Христа, постившегося 40 дней в пустыне. Отсюда древнейшее название главного, или великого, Христианского поста у греков – ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦА. По мнению некоторых ученных, пост состоял сначала из 40 часов, а не дней. У некоторых других писателей 2 и 3 вв. говорится, что в эти века вошло в обычай поститься более двух суток. По Дионисию Александрийскому, пост перед Пасхой продолжался 6 дней. Этот пост носил название Предпасхального.

Апостолы отделили семь недель, к которым со временем отцы сочли за должное прибавить еще одну неделю, во-первых, для того, чтобы желающие вступить в подвиг поста в течение сей седели приучались и как бы приуготовлялись к оному, а во-вторых, для того, чтобы почтить сорокадневный пост, которым постился Господь наш Иисус Христос. Отняв от восьми недель субботы и воскресенья, и получаем сорок дней. При этом пост святой Великой Субботы было принято почитать особенным, потому что она есть священнейшая и единственная постная из всех суббот года. Семь же недель без суббот и воскресных дней составляют тридцать пять дней, приложив к которым пост святой Великой Субботы и половину Светлой и светоносной Пасхальной ночи, и получаем тридцать шесть с половиною дней, что и составляет во всей точности десятую часть трехсот шестидесяти пяти дней года. Ибо десятая доля трехсот дней есть тридцать, десятая доля шестидесяти есть шесть, а десятую долю пяти составляет половина (Светлого) дня.

Вот те тридцать шесть с половиною дней, так сказать, десятина всего года, которую и освятили нам апостолы для покаяния и очищения от грехов, содеянных в течение всего года.

Иоанн Златоуст как на причину учреждения четыредесятницы указывает на то, что вместо прежнего обычая причащаться каждый воскресный день, по мере ослабления ревности к церкви, явилось обыкновение причащаться только в особенно торжественные дни, каковы Великий четверг и Пасха. Чтобы в эти дни можно было приступать к таинству достойно, отцы Церкви и учредили четыредесятницу

Этот древний и главный пост православной Церкви, предшествующий празднику Пасхи Христовой, был в древности очень строг: христиане в течение его не вкушали пищи до вечера. Только один раз в сутки они садились за трапезу. Это резко отличало их от язычников, имевших привычку есть часто.

По словам св. Епифания, историка Церкви, в древности христиане «в пост пасхальный спали на земле, проводили время целомудренно, в злострадании, в сухоядении, в молитвах, бдениях, постах и во всяком удручении тела».

Масло растительное в Великий Пост позволяется по субботам и в воскресенье, а на буднях – только немощным. Есть два дня Великого Поста, когда за трапезой разрешается рыба: это праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра.

Он имеет три приготовительных недели: «Неделя Мытаря и Фарисея», «Неделя о Блудном Сыне», «Масленица».

Первая неделя В. П. отличается особенною строгостью, а вместе с тем и Богослужение особенной продолжительностью. В пятницу 1-й недели В. П. на литургии после заамвонной молитвы происходит освящение вареной пшеницы с медом, в память Св. Великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. Византийский император, Юлиан Отступник, в 362 г. приказал в городе Антиохии тайно окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы. Но Св. Великомученик Феодор Тирон, сожженный в 306 году за исповедание Христовой Веры, явился в сновидении антиохийскому епископу Евдоксию, открыл ему тайное распоряжение Юлиана и повелел в течение всей недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.

В первое воскресенье В. П. совершается «торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 году в память восстановления Св. Икон. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя, и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православного христианина. Диакон затем громко читает Символ Веры и произносит анафему.

Во второе воскресение В. П. совершается память св. Григория Паламы, жившего в 14 веке. Он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресение В. П.

В третье воскресенье В. П. за Всенощной выносится после великого славословия Св. Крест и предлагается для поклонения верующим. Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Святой Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он, после часов, перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому 3 воскресенье и 4 седмица называется «крестопоклонными».

В четвертое воскресенье вспоминается Св. Иоанн Лествичник написавший порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. В четверг на пятой недели совершается так называемое «Стояние Св. Марии Египетской». На Утрени в этот день читается житие Св. Марии Египетской и канон Св. Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня В. П. В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородицы». Читается торжественный, акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист «Похвала Богородице» совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу, Которая, избавляя от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.

В пятое воскресенье В. П. совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь дает в лице преп. Марии Египетской, образец истинного покаяния и, для ободрения духовно труждающихся, показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам.

В субботу на 6-й неделе на Утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. Эта суббота называется Лазаревой субботой. На утрени в этот день поют воскресные тропари по непорочных, а на Литургии вместо «Святый Боже» поется «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостется. Аллилуия».

Шестое воскресенье В. П. есть великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные Страдания. Этот праздник иначе называется Вербным Воскресением, Неделею Вайи и Цветоносною. На Всенощной после прочтения Евангелия не поется «Воскресение Христово»…, а читается непосредственно 50-й псалом, и освящают молитвой и окроплением св. воды, распускающиеся ветви вербы (ваиа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми, при возженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победы жизни над смертью.

Далее идет Страстная Седмица. Эта последняя неделя перед пасхою. Такое название эта неделя имеет потому, что она посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя.

Понедельник, вторник и среда этой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками. Особенности Богослужения первых 3-х дней С. С. состоят в следующем: на утрени, после шестопсалмия и «Аллилуиа» поется тропарь: «Се Жених грядет в полунощи…», а после канона поется песнь: «Чертог Твой вижду, Спасе мой…» Все эти три дня совершается Литургия Преждеосвященных Даров, с чтением Евангелия. Евангелие читается и на утренях.

Великий четверг. Служба Великого Четверга посвящена воспоминанию омовения Иисуса Христа ног ученикам, Тайной Вечери, молитв Иисуса Христа в саду Гефсиманском и предания его Иудою.

На утрени после шестопсалмия и «Аллилуия» поется тропарь: «Егда славнии ученицы на омовении Вечери просвещахуся…» Литургия совершается Св. Василия Великого и соединяется с вечернею в память того, что Господь установил вечером Таинство причащения. Вместо Херувимской песни, причастного стиха и песни: «Да исполнятся уста наша…», поется одна и та же песнь: «Вечери Твоея тайне днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…»

Великая пятница. Служба Великой Пятницы посвящена воспоминанию крестных страданиях Спасителя, Его смерти и погребения. На утрени (которая служится вечером в Великий Четверг) посреди храма читаются двенадцать Евангельских чтений, повествующих о страданиях Спасителя, начиная с последней беседы Его с учениками на Тайной Вечери и кончая погребением Его в саду Иосифа Аримафейскаго и приставлением воинской строгости к Его гробу. Во время чтения Евангелия верующие стоят с зажженными свечами, показывая, этим с одной стороны то, что слова и величие не оставили Господа и во время Его страданий, с другой стороны – горячую любовь к своему Спасителю. В Великую Пятницу Литургии не бывает, а совершаются Царские Часы.

Вечерня совершается в третьем часу дня в час смерти Иисуса Христа на кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христа и погребения Его. На вечерне при пении тропаря: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое…», священнослужители поднимают Плащаницу с Престола как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников и при каждении фимиамом. Плащаница полагается на особо приготовленном столе.

2.1.2. Петров пост

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы.

Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве (в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте - 2 Кор. II) готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой - они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 3).

По словам святителя Иоанна Златоуста " пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных... тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда почти постились".

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви.

О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских:

" После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти".

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю - 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке - Лев Великий и Феодорит Кирский.

Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: "Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище".

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 28 июня, если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий - неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: "За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан".

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня - по понедельникам, средам и пятницам - воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы.

В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

2.1.3. Успенский пост

Успенский пост наступает через месяц после Петрова поста.

Этот пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели от 1(14) до 15(28) августа.

Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства.

Св. Симеон Солунский пишет, что "Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела через Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников, одного - как подающего нам освящение, а другого - умилостивление и ходатайство за нас".

Окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки. Здесь было подтверждено, что все православные христиане согласно с древними уставами должны соблюдать Богородичный пост с 1 по 15 августа. Вальсамон об этом Соборе пишет: "Тогда сомневались некоторые о количестве дней поста Успенского и Рождественского. Поэтому сам святейший патриарх подтвердил, что хотя дни этих постов письменно нигде не обозначены, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и должны поститься от первого дня августа и от четырнадцатого дня ноября".

2.1.4. Рождественский пост

Рождественский пост - зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Лев Великий пишет: "Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий".

По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.

" Как Господь ущедрил нас плодами земли, - пишет святитель, - так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным".

По словам Симеона Фессалоникийского, " пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти".

Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что "сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. - Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься... от 15 дня ноября".

Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 - по н/ст) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября ст/ст), то этот пост называют Филипповым.

Рождественский пост, предваряет важнейшие из неподвижных праздников - Рождество и Крещение Господне. В древности эти события праздновались вместе; они до сих пор сохранили много общего в богослужении и соединены между собой особым временем – Святками (святыми днями). Древнее общее название этих двух праздников – Богоявление, ибо, отмечая рождение Христа и крещение Его Иоанном Предтечей в водах Иордана, христиане празднуют Пришествие в мир Бога, желающего спасти человека. После разделения этих праздников Богоявлением называется лишь Крещение Господне, поскольку во время крещения Иисуса явилась Пресвятая Троица.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

От 20 декабря до 25 декабря (ст/ст) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: " Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим".

2.2. Однодневные посты

Прежде всего, есть постные дни всего лета (года) – это среда и пятница каждой недели. Они установлены Церковью в память предания Спасителя на страдания и смерть (среда) и в память Его Крестной смерти (пятница). В древней церкви христиане всю ночь накануне среды и пятницы проводили в молитвенном бдении, за богослужением, как бы стоя на страже. Затем они ничего не ели и не пили до «9-го часа» (то есть до 3 часов пополудни) – когда Спаситель умер на Кресте. Кроме среды и пятницы есть и другие однодневные посты: в навечерие Богоявления, в день Воздвижения честного животворящего Креста и в день Усекновения главы Предтечи.

25 декабря (7января) – Рождество Христово, а 6(19) января – Крещение (Богоявление). В эти дни совершается такое торжественное богослужение, какого не имеет никакой другой неподвижный праздник. Накануне этих праздников отмечается особый день Навечерие, называемый еще Сочельником, так как в этот день назначается строгий пост и можно есть только сочиво. На Святки же, напротив, отменяются все постные дни.

29 августа (11 сентября) отмечается последний великий праздник – Усекновение головы Иоанна Предтечи. Иоанн Креститель был убит во время пира правителя Галилеи Ирода, и богослужение в память о нем отличается особой сосредоточенностью. В этот день нельзя резать капусту, арбуз, дыню.…Это день строгого поста.

2.3. Пост перед принятием Святых Таин

Время подготовки к Святому Причастию называется говением.

По уставу обычаю Церкви Православной время нашего говения должно продолжаться седмицу. Но в случае нужды Православная Церковь дозволяет совершать подвиг говения в три и два дня. Семь дней для говения Православная Церковь приняла в подобие семидневному сотворению мира.

Приготовление ко Святому Причащению касается как телесной, так и духовной жизни человека. Телу предписывается воздержание, т.е. телесная чистота и ограничение в пище (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения – мясо, молоко, масло, яйца и, при строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться.

Во время говения необходимо для нас благочестивое уединение, удаление от сует и развлечений обычной жизни, для беспрепятственного пребывания в Боге. Пост необходим нам во время говения и по тем чувствованиям, каким оно должно сопровождаться. Во время говения, поставляя себя, обремененных грехами пред правосудием и величием Божьим, мы невольно должны сокрушаться о грехах своих, коими оскорбили Бога, ближних и унизили в себе образ и подобие Божие. И если мы действительно сокрушаемся, то, займет ли нас, сетующих и скорбящих, мысль о пище, особенно – изысканная разборчивость в ней!

Равно необходим нам пост во время говения и как подвиг и жертва умилостивления Бога. Кто чувствует себя виновным перед Ним, тот даже по суду совести своей желает терпеть и страдать, в этом добровольном страдании и терпении полагая надежду на умилостивление Бога. А между умилостивительными подвигами добровольного страдания и терпения пост есть доступнейший для нас. Царь и Пророк Давид некогда говорил отрокам своим : постихся и плаках : помилует ли мя Господь(2 Цар. 12:22). Ниневитяне, возложив на себя пост, говорили: кто весть, аще раскается и умолен будет Бог и не погибнем. И виде Бог дела их, яко обратишася от путей своих лукавых: и раскаяся Бог о зле, еже глпголаше сотворити им, и не створи(Ин. 3:9-10).

Наконец, пост во время говения необходим нам и как подвиг послушания Церкви, которая установила пост и с которой мы через говение хотим обновить свое теснейшее общение.

3. Как правильно поститься современному человеку

3.1. Искажение поста у современных христиан

Разные люди понимают слово «пост» по разному. Возьмем вымышленную ситуацию. Человек оказался на необитаемом острове, где нет никакой пищи. Он некоторое время ест какие-то ягоды, коренья, пьет воду из ручья.… Наконец его спасают моряки. Можно ли сказать, что в ожидании помощи этот человек постился?.. Конечно, нет.

Другая, вполне реальная ситуация. Многие семьи сегодня, особенно в провинции, давно забыли вкус мяса. Не каждый день они могут, позволит себе и молочные продукты, и яйца…. Значит ли это, что они постятся? Тоже нет. А почему?

И в том, и в другом случае поста нет, так как нет свободы выбора: мы не знаем, как поведут себя наши герои, когда им будет предоставлена возможность, есть что, захотят.

А вот третья ситуация. В компании, за накрытым столом, уставленном всякими блюдами, сидит человек. Он попробовал того, другого, третьего.…А мясное блюдо упорно обходит вниманием. Вот это, скорее всего, пост, но определенно можно сказать только в том случае, если мы узнаем причину такого поведения. Прежде всего, этот человек, возможно, просто не любит мяса. Тогда о свободном выборе говорить не приходится. Может быть, он «сидит на диете». Возможно, он озабочен избытком «шлаков» в организме и предпочитает обходиться без глубокой, тяжелой пищи. Его выбор совершенно свободен, но продиктован заботой о телесном здоровье и долголетии. Он воздерживается от мяса, но его воздержание только внешне напоминает христианский пост. Это может быть и вегетарианец; он тоже отказался от мяса. Во-первых, противник убийства животных, а во-вторых, верит в то, что переход на растительную пищу избавит человечество от войн, вражды и всякого зла….

…А вот группа школьников. Трое бросаются к киоску за пирожками, а четвертый ждет их в стороне. Может быть, у него нет денег? Но товарищи предлагают его угостить. Может быть, он не любит пирожки с мясом? Но, судя по тому, как он старается не смотреть на жующих друзей, и это не так…. Причина в другом: сегодня пятница, мясное есть нельзя…. Казалось бы, какое может быть сравнение с «голодающими» по диете! Подумаешь – пирожок!.. А между тем перед нами настоящий подвижник благочестия. Его выбор свободен, сознателен, самоотвержен, продиктован высшей причиной – послушанием уставу Церкви.

Говорят некоторые, что постная пища вредна для здоровья. Это неверно. Для здоровых она не вредна. Кому же, по слабости здоровья, необходимо усиленное питание, тому и Церковь разрешает облегчение от поста.

Как нам приучить себя к посту? Для этого, прежде всего, требуется постепенность приучения.

Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают безмерно поститься. Таковых пост не прочен, не полезен, а скорее вреден: они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, - без толку злятся на всех и на все, или же пост скоро делается для них невыносимым, и они бросают его.

Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно - мало-помалу.

Каждый сам должен определить - сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, - неспособности к делу. Тут главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца ваша объядением и пианством.

Что пост нисколько не вреден для здоровья, это видно, во первых, из того, что постящиеся меньше болеют, чем непостящиеся, а во-вторых, из того, что они и живут не меньше. Многие великие постники доживали, как это видно из житий святых, до восьмидесяти, девяноста, ста и более лет.

Перемена пищи, предписываемая Церковью в пост, имеет для нас еще и то значение, что дает нам возможность упражнять нашу волю в борьбе со своими желаниями и привычками и победу над ними. Переход со скоромной пищи на постную нам неприятен. Но, побеждая это неприятное чувство и подчиняя себя уставу Церкви, мы себя дисциплинируем, проявляем власть свою над своими привычками и вкусами, а это очень полезно.

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство - средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

3.2. О детском посте

Родители, желающие дать своему ребенку христианское воспитание, порой в недоумении останавливаются перед проблемой поста. Признавая важность поста для взрослых, они не могут признать его необходимым для детей, тем более что питание многими воспринимается как едва ли не важнейшая сторона воспитания.

Из-за этого бывает, что пощение откладывается на неопределенный срок: когда дитя «вырастет», «окрепнет» телесно. Крещенный, православный ребенок лишается, таким образом, могучего вспомогательного средства духовного возрастания.

Чаще всего это вызвано не вполне ясным пониманием, что же такое православный пост, зачем он нужен и каким должен быть. С этим непониманием связана и другая, противоположная крайность: чрезмерная строгость и требовательность взрослых к ребенку в отношении поста. Встречается такая родительская ревность не по разуму, когда, например, младенца в Великий пост попросту сажают на голодную диету, а он, бедный, и не поймет, за что такое наказание…

Пост как христианский подвиг, не принадлежит исключительно одному делу: ограничение в питании не являются его единственным содержанием.

Детям, как и взрослым, надо учиться плоть подчинять духу. Как и взрослым, через воздержание в пище надо учиться воздержанию от всякого зла. Так же надо возрастать в послушании церкви. Хочется повторить, что пост не истязание и не наказание, а подспорье в борьбе со страстями.

Детей называют ангелами. И в самом деле, что может быть лучше, чем чистое неиспорченное дитя, простодушное и доверчивое, послушное и любящее!.. Но все ли и всегда ли дети такие?

Разве мы не видим порой, как младенец, требуя исполнения своего желания вопреки родительской воли, кричит и визжит, бросается на пол и колотит ногами? Или с каким недобрым, злорадно-любопытным выражением лица он таскает маму за волосы? Или как дети постарше мучают животных? Иным из них знакомо и воровство, и нечистые мечтания, и зависть. Многим и многим очень хорошо знакома ложь…

Конечно, страсти в детях еще не укоренились, не стали «второй натурой». Но не один ребенок не свободен от греха, причем с первых дней своей жизни: так дает себя знать первородный грех, передающийся через зачатие и рождение от родителей к детям. Поэтому духовная польза поста для ребенка несомненна.

Пост для ребенка – это не отсутствие, а временная перемена пищи. Такая перемена дает ребенку возможность упражнения воли. Переход на постную пищу требует известного душевного усилия, проявления власти над своими хотениями, что очень полезно для него. Это сделает ребенка выносливее, крепче, поможет приготовиться к встрече с неизбежными жизненными трудностями, к предстоящей борьбе со страстями.

Кроме того, постных дней в году больше, чем скоромных. И разве не жаль, что семья, которая должна быть единым целым, разделяется на постящихся и непостящихся? Большинство православных семей решают проблему детского поста очень просто: постятся взрослые – постятся с ними и дети, с самого раннего возраста. Дети, приученные к посильному посту с младенчества, не выражают протеста против его правил.

Цель поста вернее будет достигнута, если ребенок не только ребенок заменит один вид пищи другим, но и ограничит себя в излишествах и развлечениях: например, откажется в соответствующие дни от лакомств от баловства, от слишком шумных игр, от смотрения телевизора.

С какого возраста приучать детей к посту – так, чтобы пост был младенцем уже осознан, хотя бы отчасти? Потому что иначе это будет «голодание», «диета», «выведение шлаков» - что угодно, но не православный пост.

Некоторые опытные духовники называют такой возраст: это около 2,5 лет. Младенец к этому возрасту уже достаточно окреп и достаточно смыслит, чтобы можно было ему сказать: «Сегодня это нельзя, сегодня – пост». И дети, по своей неиспорченности в этом возрасте, принимают эти слова очень серьезно.

Пост и у маленького ребенка должен быть осознанным. Пусть это будет плод его детской веры, его собственный подвиг. Он должен понимать, что не просто почему-то в какие-то дни ему не дают молока, а что у него есть бессмертная душа, которая выше всякой пищи и выше тела с его потребностями. Что вместе со своими родителями и тысячами других детей и взрослых он тоже живет по уставу Церкви, в которой они все спасаются.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Н. Варжанский. «Доброе исповедание».
  2. Серафим Слободской, протоиерей «Закон Божий».
  3. Протоиерей С. Четвериков. «Как подготовиться к посту, исповеди, причастию детям и подросткам».
  4. Священник А. Дубинин. «Ребенок и пост».
  5. Общество святителя Василия Великого. «Говение по Уставу Православной Церкви».
  6. «Добротолюбие». Избранное для мирян.
  7. Пост - заповедь Божия. Учение Православной Церкви о святых постах. По сочинениям митрополита Стефана Яворского.
  8. Издания Сретенского монастыря: Как провести Рождественский пост, Рождество и святки. Как подготовиться и провести Великий пост. Как провести Петров пост. Как провести Успенский пост.

Вернуться