Александр Шаталович
Преподаватель детской
воскресной школы

«ДИПЛОМИРОВАНИЕ» В ДЕТСКОЙ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ
ПЕРВЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

 

«Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых»(1Кор.9:20-22).
«Итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби»(Матф.10:16).

Нашей детской воскресной школе при храме святого равноапостольного князя Владимира исполнилось 5 лет. Прошлым летом 28 июня 2004 года состоялся ее первый выпуск. Проходил он в виде защиты выпускной аттестационной работы перед серьезной комиссией из 8 священнослужителей, во главе с митрополитом Днепропетровским и Павлоградским Иринеем. Попробуем проанализировать этот первый педагогический опыт.

Наши размышления о том, каким должен быть выпускной экзамен, в конце концов, сошлись на защите аттестационной работы, которая на приходе сразу же получила прозвище «дипломирование». Данное наименование было выбрано не случайно, сходств с настоящим дипломированием было действительно много. Это и серьезность выбранных тем, например, темы, посвященные Воскресению Христову, Церкви, молитве; и полугодовое время написания работы; и объем написанного – около 20-30 страниц печатного текста; и самая настоящая экзаменационная комиссия; и волнения детей, и последняя «студенческая» ночь перед экзаменом, и, конечно же, радость после окончания защиты. Хотя само название «дипломирование» и условно (это было лишь некоторое приближение к вузовской академической форме, как по глубине разработки темы, так и по подаче материала), но, тем не менее, для ребят это было непростое испытание, которое потребовало напряжения их интеллектуальных, душевных и духовных сил.

Почему мы решили остановиться на столь нехарактерном для школы академическом методе? Тому есть несколько причин. Данная педагогическая форма родилась на стыке двух проблем, которые возникают перед любым преподавателем детской воскресной школы. Это проблема духовно-образовательная и методически-дисциплинарная .

ДУХОВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА И ПОПЫТКИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Современная детская воскресная школа, как и все наше русское Православие, находится сейчас на пути восстановления после разрушительной эпохи безбожия. К сожалению, ниточка православных педагогических традиций оборвалась. Ведь зачастую, многие из нас не были воспитаны в православии, поэтому мы не знаем, как воспитывать детей в православии . Мы учимся это делать по книгам. Естественно, мы берем классику – жития святых, но забываем, что это вершина, а не стартовая позиция, что у святых это поведение шло изнутри, из сердца, а не из-под палки. «Читаем в житиях описание детства святых: с другими детьми не играл, на улицу не ходил, конфет не любил, был тих, молчалив, любил уединенную молитву. Думаем: что же мне со своими делать? Шумно играют, любят сладкое, дерутся. Не по правилам. Как бы так сделать, чтобы и наши не смотрели телевизора, не любили мультфильмов, не жевали жвачку? (о. Алексий Уминский. Размышление о школе и детях)». Мы начинаем загонять своих детей в Царствие Божие, вбиваем в их головы штампы.

Так показательным примером опасности такого «недумательного» воспитания была для меня беседа с моими учениками-детьми. Спрашиваю: «Можно ли драться православному?» В ответ – дружное «нет»! Следующий мой вопрос: «Почему?» Следуют либо невразумительные ответы, либо «заученные», слова родителей. Не от сердца, не от внутренней сущности идут ответы. Из-за этого есть опасность, что христианство наших детей будет более интеллектуальным, чем сердечным, вера их будет невыстраданной, неосознанной, а значит и некрепкой.

Тем более это опасно, если наши слова не подтверждаются делами. Ведь нельзя забывать, что образование детей идет не только за счет количества знаний у преподавателя, но и за счет влияния его личности. Наш внутренний мир, наша духовная жизнь – все это очень сказывается на детях. Они очень чутки в этих вопросах.

Как же приобщить детей к сокровищнице православной мудрости и духовности? Как изложить материал в доступном для ребят виде? Это важная и трудная задача.

Обычно дети не очень любят читать, домашние задания им надоели еще за всю неделю в общеобразовательной школе. А ведь читать детям надо, самостоятельно и не из-под палки. Детям обязательно надо напечатлеть на своем сердце тот образ Христов, который просвечивает сквозь живое слово отцов и учителей Церкви . Ведь слово образование идет от слова образ. Глобальная проблема современности, которая дальше будет только еще более усиливаться: люди перестают читать и думать. Книги нашим детям заменяет телевизор, а полноценный письменный экзамен – тесты. Еще более страшно становится, когда это вырождение начинает касаться духовной литературы.

Поэтому мы пришли к выводу о необходимости такой самостоятельной письменной работы. Она имеет много плюсов.

Во-первых , за время работы ребята смогли проработать первоисточники православной литературы, вчитаться в оригиналы, что является хорошим опытом врастания в православную традицию.

Во-вторых , данная работа, по-другому, академический метод образования, имеет кроме духовных и массу преимуществ как методических (разработка темы в глубину), так и образовательных (умение работать с литературой, умение формулировать свои мысли).

В-третьих , за время работы ребята начинали мыслить и получали ответы на свои насущные вопросы. Ведь всегда надо помнить о том, что происходит с душой ребенка, становится ли она православной после наших уроков. Будоражится ли детская совесть, любознательность, искренность в поиске ответа на свои вопросы, или только ум напичкивается сведениями, знание зубрится. Дети могут все вызубрить к экзамену, но это пройдет мимо их души. Знания должны быть востребованы, должны браться, а не вдалбливаться. Поэтому все что дети слышат от нас должно быть тесно связано с их жизнью, с тем о чем они между собой рассуждают, о чем спорят, что волнует их головы и сердца. Поэтому при «дипломировании» для большинства ребят подбирались «нужные», животрепещущие именно для них темы. Так, один из выпускников, собирающийся в семинарию писал о священстве, другой, рискующий обзавестись семьей раньше других – о целомудрии.

Из минусов данного метода можно выделить сложность и необычность такой работы для школьников. Но с Божьей помощью, интерес к работе у ребят преодолел эти трудности. Дети на глазах становились действительно маленькими специалистами. На этом пути они порой на голову превосходили своих родителей. Запомнился один курьезный случай. Мама одной девчушки, глядя на читаемую ее дитем статью, хватается за голову из-за обилия богословских терминов: фидеизм, пантеизм, трансцендентный, имманентный… Это, естественно, приводит маму в замешательство. На что ребенок отвечает маме, ничтоже сумняшеся: «Мам, ты чего, мне все понятно…»

МЕТОДИЧЕСКИ-ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОБЛЕМА И ПОПЫТКИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Дисциплина… Как ее навести практически и совместить ее у детей с желанием учиться? Как вызвать живой интерес к материалу у детей, если ты не имеешь для них тех мер воздействия, какие имеет общеобразовательная школа. Ведь «кнут» (двойка, вызов родителей, исключение из школы) и «пряник» (пятерка, золотая медаль, помогающая поступать в вузы), что работают в обычной школе, для воскресной школы не имеют той силы или вовсе неприменимы. Поэтому и получается, что порой дисциплина «ангелочков» на занятиях воскресной школы бывает ужасна, а результативность уроков плачевна.

Но что можно сказать в защиту детей? Нельзя в этом вопросе всю вину сваливать только на них. Ведь часто причина их безразличия – наша лекция-монолог самому себе с редкими вопросами. Урок должен быть диалогом и вопрошанием, живой встречей, живым интересом, живым участием детей. Кроме того, нельзя забывать, что дети устают. Пять дней в неделю они видят одно и то же, и, когда, приходя в храм, сталкиваются с тем же: урочной системой и домашними заданиями уже не выдерживают. Детям должно быть интересно, они с нетерпением должны ждать встречи с нами. Ведь православие – это жизнь, а жизнь не должна быть скучной. Ведь даже апостол Павел был с иудеями как иудей, а с эллинами, как эллин. Что ж говорить о бедных учителях воскресных школ. Им поневоле приходится быть миссионерами, если они хотят, чтобы их дети не просто слышали Слово Божие, а услышали его и откликнулись на него всем своим сердцем.

Каков же выход? На этом пути есть две крайности. Первая – уповать только на то, что Бог кого надо приведет сам, таинства Церкви «сами» поменяют человека и поэтому его можно не воспитывать, а значит педагогика и школьный опыт не нужны. Вторая крайность – слепое копирование школьных методов воспитания, забывая о том, что у нас воспитание связано не только с душой, но и с духом.

Компромиссный выход на нашем приходе был найден. Преображенный «кнут» и «пряник», совместно с духовной работой детей над собой, мы пытались использовать все четыре года обучения.

Как оказалось сильным стимулом для детей (а также для родителей и преподавателей) была открытая сдача экзаменов перед всем приходом . С другой стороны интерес к учебе мы пытались зажечь различными нестандартными методами обучения . Среди которых – проведение круглых столов-бесед, зачетов в виде брейн-рингов, показательных судов в виде коллегий (когда ребята обсуждали изучаемый материал с точки зрения разных коллегий – свидетелей, прокуроров, адвокатов). Результаты не заставили себя долго ждать. Так, родители одного чада были поражены тем, что их ребенок, которого обычно не заставишь засесть за книги, начал сам прорабатывать темы, причем с большим интересом и к каждому занятию.

Что же касается аттестационной работы, то таким вот «кнутом» и одновременно «пряником» для выпускного экзамена стала, с одной стороны новизна и необычность такой работы, с другой – перспектива защиты своей работы перед самой настоящей «богословской комиссией». Мысль, что выпускной экзамен у тебя примет сам владыка было большой честью и в то же время приводило в трепет, вызывало даже простое детское желание быть на высоте. Все это помноженное на молитвы детей, родителей, преподавателей и батюшек дало свои замечательные всходы. Работали ребята с интересом, творчески, что, несомненно, пошло им всем на пользу. Их труд послужит и детской школе, являясь хорошим пособием в будущих занятиях, как для учащихся, так и для преподавателей.

***

Напоследок хотелось бы чуть подробнее остановиться на том, как происходило создание самих работ , чтобы рассеять возможные подозрения и сомнения в их невозможности или "недетскости".

Как мы уже говорили, «дипломирование» было непростым и необычным для детей. Поэтому работы, конечно же, писались по желанию. Большая часть выпускной группы (12 человек) откликнулась и решилась на это испытание, другая часть группы ограничилась менее трудоемкими рефератами. Были ли среди этих 12 гении? Если честно, то среди них ребята с самыми разными способностями, и писали они, естественно, по-разному.

Безусловно, эти работы не возникли бы без нашей помощи. Но стоит уточнить, в чем она заключалась. Прежде всего, стоит учесть, что к этой работе дети готовились постепенно . Задолго до «дипломирования» мы начинали с издания стенгазеты. В течение одного из предшествующих учебных годов мы каждую субботу собирались с ребятами, готовили еженедельные материалы по Евангельским чтениям, праздникам и житиям святых. Ребята учились работать с литературой, формулировать мысли, выбирать главное, вместе с этим естественно приобщаясь и к сокровищнице духовности. Кроме стенгазеты практиковали также и рефераты на заданные темы.

Непосредственная же наша помощь в написании работ заключалась в следующем:

•  Подбор темы, близкой ученику и ее формулировка.
•  Помощь в подборе литературы.
•  Помощь в составлении плана и формулировке главных мыслей.
•  Корректировка чистовика.

Работа велась методами приближений. Определившись с первым кругом литературы, ученик получал задание его проработать и выписать нужное, ориентируясь на первое приближение плана. Наработанный материал просматривался руководителем и отправлялся на доработку, дочитку. И так раз за разом, пока не вырисовывался черновик.

Вся эта помощь оказывалась ребятам в большей или меньшей степени в зависимости от способностей. НО, читали литературу и писали работы дети сами. Нет ни одной работы, написанной за ребенка. Работы, естественно корректировались и редактировались, но это была скорее дошлифовка деталей, чем ее создание. А некоторые работы имели минимальную шлифовку. Основная нагрузка пришлась естественно на последний месяц, у кого-то и на последние дни. Кто-то «марафонец», он тянул лямку равномерно и постоянно все полгода, кто-то спринтер, он дописывал в последние недели.

В общем можно сказать, что «дипломирование» – это был путь, который мы прошли вместе с детьми, в котором мы учили детей как надо работать. В том наверно и заключается суть православной педагогики, как детоводительства ко Христу.

Что же касается самой защиты. Метод защиты был аналогом обычного вузовского. Суть которого, не в зачитке всего материала, а в изложении главных тезисов с пояснениями (не более 8-10 мин) и вопросов комиссии. Комиссия предварительно ознакамливалась (бегло) с работой, слушала доклад и задавала вопросы. Поэтому с 12-тью докладами мы управились за несколько часов.

Защита прошла на одном дыхании и на высоком уровне. Все двенадцать ребят с честью выдержали это испытание И хотя дети, естественно, не смогли осветить всю полноту темы и ответить на все вопросы, но комиссия, в конечном итоге, была снисходительна.

Настоящим украшением экзамена было присутствие на нем нашего владыки. Несмотря на свою огромную занятость в этот день, он все же смог уделить внимание и нашей школе. Его экзаменационные вопросы напоминали теплую задушевную беседу, сопровождаемую большим количеством интересных примеров из жизни.

Но вот защита позади. Счастливые выпускники держат в руках аттестаты об окончании детской воскресной школы. Что дальше? Дальше – служить Богу, нести людям свет любви Христовой. Эти первые «ласточки», как мы надеемся, станут достойной сменой для делателей Божией нивы. Ведь не зря число первых выпускников составило ровно 12, что очень символично совпало с числом апостолов.

Вернуться