«РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО КАК ВЕЛИКАЯ БЛАГОЧЕСТИЯ ТАЙНА»

СОДЕРЖАНИЕ:

1. МИР В ОЖИДАНИИ СПАСИТЕЛЯ

 

1.1 Необходимость появления Спасителя

 

1.2 Эпоха Ветхого Завета, как подготовка к Боговоплощению

 

  1.2.1 Религия Израиля

 

  1.2.2 Богородица

 

  1.2.3 Родословие Христа

 

  1.2.4 Пророчества, относящиеся к Рождеству

 

  1.2.5 Ожидание Спасителя

2. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО В ИСТОРИИ

 

2.1 Время Рождества Христова

 

2.2 География Рождества

 

2.3 События Рождества

 

  2.3.1 Сомнения Иосифа

 

  2.3.2 Перепись

 

  2.3.3 Вифлеемская пещера

 

  2.3.4 Поклонение пастухов

 

  2.3.5 Поклонение волхвов

 

  2.3.6 Бегство в Египет. Избиение младенцев

3. ТЕМА БОГОВОПЛОЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ЦЕРКВИ

 

3.1 Боговоплощение, как основа нашего спасения

 

3.2 Рождество, как церковный праздник. Рождество в богослужении.

 

3.3 Иконография Рождества

1. Мир в ожидании Спасителя

Во тьму веков та ночь уж отступила,
Когда, устав от злобы и тревог,
Земля в объятьях неба опочила.
И в тишине родился С нами Бог.

И многое уж невозможно ныне:
Цари на небо больше не глядят,
И пастыри не слушают в пустыне,
Как ангелы про Бога говорят.

Но вечное, что в эту ночь открылось,
Несокрушимо временем оно,
И Слово вновь в душе твоей родилось,
Рожденное под яслями давно.

Да! С нами Бог, – не там, в шатре лазурном,
Не за пределами бесчисленных миров,
Не в злом огне, и не в дыханье бурном,
И не в уснувшей памяти веков.

Он здесь, теперь, – средь суеты случайной,
В потоке мутном жизненных тревог.

Владеешь ты всерадостною тайной:
Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог!

 

Рождество Христово – величайший праздник, это время, когда Небо сходит на землю, когда Сын Божий, Предвечное Слово принимает на себя нашу человеческую плоть, становится одним из нас. Христова. Празднование же Рождества Христова стало радостнейшим праздником верующего человечества

Это день, с которого начинается отсчет нашей эры, эры Нового Завета, эры нашего обновления и спасения. Христос вступает в жизнь для того, чтобы вынести все, что человек вызвал своим грехом, все с нами разделить, и Своим Воскресением, победой любви и жизни над смертью раскрыть перед нами врата вечной жизни. Вся история Рождества – это живая проповедь доверия смирения, и послушания Богу.

1.1 Необходимость Появления Спасителя

В истории человечества нет более великого и радостного события, чем пришествие в мир и воплощение Сына Божья. Оно есть дело бесконечной любви Бога Отца, Который “так возлюбил мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную”

О цели пришествия Сына Божья в мир образно и ярко говорит притча о заблудшей овце. Добрый Пастырь оставляет девяносто девять овец, под которыми подразумевается ангельский мир, и отправляется в горы, чтобы отыскать свою заблудшую овцу — погибающий в грехах человеческий род. Великая любовь Пастыря к гибнущей овце видна не только в том, что он заботливо ищет ее, но особенно в том, что он после нахождения берет ее на свои плечи и несет обратно. Иными словами, Бог Своей силой возвращает человеку утраченные им невинность, святость и блаженство. Соединившись с нашим человеческим естеством, Сын Божий, по слову Пророка, “взял на себя наши немощи и понес наши болезни” (Ис. 53 гл.).

Христос стал человеком не только для того, чтобы нас научить истинному пути или показать нам добрый пример. Он стал человеком для того, чтобы нас соединить с Собою, приобщить нашу немощную, больную человеческую природу к Своему Божеству. Рождество Христово свидетельствует о том, что мы достигаем конечной цели своей жизни не только верой и стремлением к добру, но, главное, возрождающей силой воплотившегося Сына Божья, с Которым мы соединяемся.

Господь наш Иисус Христос опустился к нам, стал человеком, чтобы потом нас возвести к Себе. Он пришел на землю, чтобы спасти весь мир от греха. Само имя Иисус означает «Спаситель». Грехопадением смерть вошла в мир. Где найти спасение от нее? И вот Он рождается и умирает, взяв на себя все наши грехи, и побеждает смерть.

1.2 Эпоха ветхого Завета как подготовка к Рождеству

1.2.1 Религия Израиля

Язычники, которые верили в богов и поклонялись им, зная, что это не есть истинный Бог Творец. Они знали по пророчествам, что должен придти Мессия и спасти их. Но некоторые люди, кончали жизнь самоубийством, потому что не могли обрести истинную веру.

Религия Израиля поздно появилась на арене мировой истории. Уже не одно тысячелетие культурной истории человечества было за спиной. Тогда религия была неотрывна от магии и колдовства. Совсем не светлый фон предшествует, появлению Израиля окружает его в ходе его странствия. Мир заражен язычеством и смертью.

Итак, Бог не отворачивается от мира - даже, отрезанного от Творца всевозможными духовыми самозванцами. Бог выходит на поиск человека. Мы привыкли к выражению « Израиль - Богоизбранный народ». Это народ созданный для слышания, для отклика на слово Божье. Однако то, что он расслышит, он должен будет рассказать остальным. Израиль создан для того, чтобы то, чем он живет, постоянно смогло выбрать в себе весь мир, очистив его от язычества. Но было бы наивно ожидать, что народы, не слышавшие прямого гласа Божья, вдруг послушает недавно невесть откуда взявшихся кочевников – евреев. Бог приходит к людям в эпоху кризиса и духовного омертвения – чтобы разбудить людей от спячки. Да и многие книги говорят, что Новый Завет пришел тогда когда изнемог Ветхий Завет. Заигрывание с языческими богами были оставлены. Жажда жить по заповедям стала общенародной. И все ради того, чтобы на дереве Иесеовом появилась одна единственная ветвь, одна единственная отрасль. Чтобы появилась на земле душа такой чистоты, такой распахнутости перед Богом, что когда она скажет «Се раба Господня. Да будет мне по слову Твоему» - в ней слово Бога станет человеческой плотью. На земле появится тот Небесный Хлеб, который теперь уже можно раздавать всем людям, всем эпохам. И этот человек есть - Мария, от которой родился Иисус Христос.

1.2.2 Богородица

Но для того, чтобы доброе семя смогло прорасти, земля, в которую оно опускается, также должна быть доброй. Речь здесь идет о величайшей тайне, на которую указал пророк Исаия, тайне рождения Христа. Пророк говорил о том, что Дева во чреве примет и родит Сына. Этой Девой, с имени которой начинается вся история Нового Завета, была Мария.

Если мы попробуем хронологически прослеживать последовательность евангельских событий, то раньше рождества Богородицы есть только одно: зачатие самой Марии. Мария родилась после долгих молитв и ожиданий ее родителей Иоакима и Анны. И этот плач о нерожденных детях проходит через весь Ветхий Завет. Пятьдесят лет прожили они в браке и все же оставались бездетными. Молитва к Богу их не оскудевала. Появление на свет Марии было чудом Божьим. Мария – это «вымоленный ребенок». День рождения Марии – это самое первое событие евангельской истории. Чудом, получив себе дочку от Бога, родители Марии решили Богу посвятить дитя. С детства Она росла при Иерусалимском Храме. Благочестивое девичье сердце решило всю свою жизнь посвятить только одному Богу. Для этого Мария дала обет никогда не выходить замуж, то есть навсегда остаться Девою.

Мария с трех лет по введению во храм была помещена в обитель девственниц, существовавшую в самые древние времена. Старшие девицы обучали Ее чтению священных книг и женским рукоделиям по назначению первосвященника. Много уже лет Мария жила под кровом храма, и жизнь Ее была безмятежна и безоблачна. Но около девятилетнего пребывания во храме, Она познала первую скорбь на земле: Она потеряла родителей. Сначала умер Иоаким, а потом скоро умерла и престарелая Анна. Лишившись родителей Мария, испытала горькое чувство сиротства и сознала, что больше ничего ее не привязывает к земле. Всем сердцем Она предалась Богу и питала одно желание оставаться до конца жизни рабой Божьей, всегда покорною святой Его воле. Она дала обет Богу сохранить девство свое Ему.

Когда Марии исполнилось 14 лет, то оставаться при храме она уже более не могла. Законы ритуальной чистоты не позволяли жить в храме повзрослевшей девушке. Нужно было или возвратить ее родителям или выдать замуж. Родители Марии к этому моменту уже скончались. Монастырей ветхозаветный мир не знал. Более того, общественное мнение и религия Израиля вполне сурово относились к бездетным людям, особенно к женщинам, особенно из рода Давида, к которому принадлежала Мария (так как никто не знал, от кого именно родится долгожданный Мессия). И как знать, может быть, именно та женщина, что сейчас отказалась от брака и деторождения, могла бы стать матерью Избавителя и, может, ее нынешнее бесплодие еще на годы отлагает пришествие Радостного Дня... Закон предписывал каждой девушке как можно скорее выйти замуж.

Поэтому священники хотели выдать Марию замуж, но Она объявила им о своем обещании Богу – остаться навсегда Девою. Тогда священники, по внушению Божью, решили выдать Ее замуж лишь формально. Они обручили Марию Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, который был вдовцом и имел взрослых детей от первой жены. Он обещал хранить чистоту Девы и заботиться о ней.

Тайна Рождества Христова связана тесно с тайной Благовестия. Благовещение – это тот праздник, который связывает эпохи Ветхого и Нового Заветов.

Ангел явился в дом праведного Иосифа, когда Мария читала Священное Писание и, вошел к ней, сказал: « Радуйся Благодатная! Господь с Тобой! Благословенна Ты между женами ».

Мария смутилась от слов Ангела и думала: что значит это приветствие. Ангел продолжал говорить Ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот Ты родишь Сына и наречёшь Ему имя Иисус. Он будет Велик и назовётся Сыном Всевышнего и Царству Его не будет конца». Мария в недоумении спросила Ангела: «Как это будет, когда Я мужа не знаю?»

Ангел ответил Ей, что всё это совершится силою всемогущего Бога: «Дух Святой сойдёт на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое святое наречется Сыном Божьим». Тогда Мария со смирением сказала: «Я раба Господня; да будет Мне по слову Твоему». И Архангел Гавриил отошёл от Неё

1.2.3 Родословие Христа

В родословии Христа можно, о котором говорят евангелисты можно выделить три важных момента.

Во-первых, начало родословия.

Евангелист Лука, писавший более для язычников, начинает родословие Иисуса Христа с того, что Он сын Адамов и Сын Божий.

Евангелист же Матфей, который писал евангелие более для иудеев, начинает книгу родства Иисуса Христа с Авраама, потому что тот был отцом евреев (Авраам в переводе значит «отец языков»), и потому что он первый получил обетование, что «о его семени благословятся все народы». Для иудеев, как детей Авраама, прилично было от него начать родословие Христа, ибо Христос есть семя Авраама.

Во-вторых, в родословии Христа мы видим, что Господь и порочных людей удостоил быть своими родственниками.

Иисус Христос показывает нам, что Он пришел ни как Царь, а как простой праведный человек. Он родился в бедной, но праведной семье, и в его роду были грешники.

Так патриарх Иуда, от которого и самое имя получил народ иудейский, оказывается немалым грешником: Фамарь обличает его в блудодеянии. Из Библейского повествовании известно, что Иуда выдал Фамарь за Ира одного из сыновей его; когда же этот умер бездетным, то он сочетал ее с Ананом тоже сыном своим. Когда же и этот лишился жизни за свою срамоту, Иуда уже ни за кого не выдавал ее замуж. Но она сильно желала иметь детей от семени Аврамова, сложила с себя одежду вдовства, приняла вид блудницы, смесилась со свекром своим и зачала от него двух детей – близнецов.

Давид от Вирсавии, жены прелюбодейной родил Соломона. А Вооз родил Овида от Руфи. Эта Руфь была иноплеменница; тем не менее, она сочеталась браком с Воозом. Так и церковь из язычников, будучи иноплеменницею и вне заветов, забыла народ свой и почитала идолов. И отца своего дьявола, а сын Божий взял ее в жены.

Также евангелист упоминает о 12 патриархах, многие из которых были рождены от рабынь.

Во-первых, все эти примеры евангелисты приводят, чтобы смирить иудеев, превозносившихся знаменитыми предками. Но кроме того, что Христос укрощает гордость иудеев, Он научает и нас смирению. Господь не брезгует таким родством, Он пришел не для того чтобы избегать позора нашего, но для того, чтобы уничтожить его.

Хотя Фамарь и не заслуживает похвалы за то, что смесилась со свекром, но и о ней евангелист упомянул затем, что бы показать что Христос, принявший ради нас все принял и таковых предков. Точнее: что бы тем, что Он Сам родился от них освятить их, ибо он не пришел призвать праведников, но грешников. Так с самого начала рождения Он показал, что гнушается ничем нашим, научает тем и нас не стыдится злонравия предков, но искать только одно – добродетели. Человек добродетельный, хотя бы и происходил от иноплеменника, хотя бы родился от блудницы или другой какой грешницы не может получить от этого никакого вреда.

В-третьих, в родословии дается родословие Иосифа, а не Богородицы. Иосиф не был истинным отцом Христа, чтобы от Иосифа вести родословие Христа. Действительно Иосиф, не имел ни какого участия к рождению Христа, и потому должно было дать родословие Богородицы; но так как у иудеев был закон – не вести родословие по женской линии, то евангелист приводит родословие Иосифа. Оно правомочно, потому что иудеи имели права брать жен только из своего колена. Значит и Мария была от семени Давидова, о чем и говорили пророки Ветхого Завета.

1.2.4 Пророчества, относящиеся к Рождеству

Через святых пророков Господь готовил свой народ к пришествию Спасителя, точно указывая о пришествии Христа. С особенною ясностью исполнялись предсказания о явлении Христа пророков Даниила, Исаии и Михея.

Пророк Даниил очень точно указал на сроки прихода Мессии.

Во-первых, наступило четвертое великое царство, при котором должен прийти Спаситель. Им оказалась Римская империя. Никогда ранее, и никогда в дальнейшем эти громадные территории, включавшие все, что обычный человек того времени знал о цивилизованной жизни, не находились в сфере единой культуры. Римская Империя обнимала тогда, как виделось ее обитателям, весь цивилизованный мир, всю вселенную: Италию, Грецию, Сирию, Египет, Северную Африку, Испанию, Галлию и другие. За ее границами были известны лишь дикие или, в лучшем случае, полу цивилизованные племена.

Во-вторых, кончались, предсказанные пророком Даниилом «сорок седмин» (сорок отрезков времени по семь лет) – это точнейшее определение времени пришествия Христова. Пророк Даниил пророчествовал, что Царство Христово наступит, после того, как настанет царство крепкое как железо, которое будет все разбивать и раздроблять, и, что Спаситель явится в семидесятую седмицу лет после выхода повеления о восстановлении Иерусалима.

Пророк Исаия, в свою очередь очень точно указал, как придет Христос.

Перед Рождеством Иисуса Христа было всеобщее ожидание Спасителя. Иудеи ждали Его на основании пророчеств, язычники, бедствуя от безверия и всевозможных зол, также с нетерпением ждали Спасителя.

Пророк Михейв свою очередь, очень точно указал, откуда придет Спаситель. Он говорит, что Христос родится в городе Вифлееме. Дева же Мария с Иосифом жили в Назарете. Но для Бога нет ничего невозможного. Перепись и происходит для того, чтобы, Дева, будучи из рода Давидова, пришла в Вифлеем, свое отечество, и таким образом Господь родился в Вифлееме, и исполнилось пророчество Михея.

Патриарх Иаков сказал, что Спаситель приедет тогда, когда скипетр отойдет от Иуды, И вот действительно наступило это время, когда скипетр был отнят от потомства Иуды и перешел к Ироду.

1.2.5 Ожидание Спасителя

Апостол Павел пишет: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного». Полнота времен – очень важный термин. Господь вошел в историю, когда человечество «созрело» для того, чтобы принять благую весть, когда для этого сложились все необходимые условия. Весь мир уже был готов к Воплощению Христа. Это сказывалось во всех сферах жизни.

В Рим, как в столицу мира, съезжались ученые, писатели, купцы и другие представители от всех народов. Они несли с собой каждый свою языческую веру. Так люди, видя бесконечное разнообразие языческих богов-идолов, убеждались, что все языческие боги придуманы самими людьми. Разочаровавшись в религии, язычники пытались познать Истину разумом, с помощью философии. Но в результате лучшие умы античности пришли к выводу, что это не возможно (характерный вопрос подобного скептицизма высказал Пилат при допросе Христа: что есть Истина?). Многие язычники стали терять веру и надежду на будущее. Чтобы забыться, они стали предаваться всякого рода увеселениям (характерно крылатое римское выражение: хлеба и зрелищ), а некоторые, впадая в уныние, кончали жизнь свою самоубийством.

Весь мир был в глубоком смятении. Многие ждали спасения, если не от людей, то свыше. Среди римлян и других языческих народов ходила широкая молва, что на востоке появится могущественный царь, который покорит себе весь мир.

В самой же Палестине, среди евреев, ожидание Спасителя было особенно напряженным. Явилось железное Царство Рима, все разбивающее. Вся земля обетованная, которая когда-то была как бы богопосвященным уделом, оказалась порабощена, под властью язычников-римлян. В 63 г. до Рождества Христова римский полководец Помпей захватил Иерусалим. С этого времени Палестина входила в состав Римской империи и платила ей дань.

Все пророчества (пророков Даниила, Исаии, Михея и других пророков) относительно времени воплощения Сына Божья исполнились. В мире водворился всеобщий мир, предсказанный пророками перед пришествием Иисуса Христа, имевшего помирить Небо и землю. Немногие избранники ожидали в обетованном Мессии Спасителя от греха и от смерти.

Большинство иудеев ждали Мессию – великого царя-завоевателя, который бы освободил их от римского гнета и даст им господство над другими народами. При появлении всякого выдающегося проповедника все невольно спрашивали, не он ли Христос, не он ли Мессия? Христос с греческого, как и Мессия с еврейского означает «помазанный», т.е. помазанный на царство (царей помазывали святым елеем) – законный царь.

Но, к сожалению, не только язычники, но и сами иудеи неправильно представляли себе Христа. Все ожидали царя земного, а пророки же говорили о Царе Небесном. Пророк Исаия говорит о Его величайшем смирении, о том, что Он «трости надломленной не переломит» (Ис. 42:1-3), что Он – безгласный Агнец. С приходом на землю Предвечного Бога небо не раскололось, реки не потекли вспять, люди не онемели от ужаса или мистического восторга. Господь вошел в мир, как «веяние тихого ветра» (3Цар. 19:11-12), Христос пришел на землю, Бог воплотился, так же как семя падает на почву, на землю, уходит вглубь и уже оттуда через время прозябает и дает плод.


2. Рождество Христово в истории

То были времена чудес,
Сбывались слова пророка:
Сходили ангелы с небес,
Звезда катилась от Востока,
Мир искупленья ожидал –
И в бедных яслях Вифлеема,
Под песнь хвалебную Эдема,
Младенец дивный воссиял

2.1 Время Рождества Христова

Рождество Христово – великий христианский праздник. Воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме, мы празднуем 25 декабря. Впервые об этом празднике на востоке упоминается у Климента Александрийского, он совершал там под именем Богоявления 6 января, на Западе праздновался 25 декабря. Трудно сказать, почему именно в этот день. Достоверен лишь тот факт, что 25 декабря 9 месяцев от Благовещения; отсюда явствует привести эти даты в соответствии с обычным временем плодоношения. Существует одна из точек зрения, что Иисус, как второй Адам зачался от Пресвятой Девы во время весеннего равноденствия 25 марта, когда по преданию был создан и первый Адам.

Кроме того, установление праздника Рождества на последние дни декабря связано с победой над языческим культом Солнца. Для язычников первых веков христианства дни зимнего солнцестояния были одним из главных религиозных праздников, когда, когда Земля наиболее удалившись от Солнца, начинает вновь приближаться к нему. Это для язычников символизировало воскресение природы и победу над зимним умиранием. Христианство преобразило этот праздник. В декабре язычники праздновали рождение солнца. И вот в этот день христиане стали праздновать Рождество Иисуса Христа как подлинного духовного Солнца.

Год Рождества можно определить более точно, пользуясь словами Евангелия. Евангелист Матфей указывает, что Христос родился во время царствования Ирода великого, умершего в начале апреля 750 г. От основания Рима. А евангелист Лука, указывает на 15 год правлении Тиверия кесаря и народную перепись, в результате которой началось восстание Февды, который был казнен в марте 750 г. Таким образом, все эти данные свидетельствуют, что год рождества Христова можно признать 749 от основания Рима.

2.2 География Рождества

Христос рождается в Римской империи. Это одна из самых огромных мировых империй кроме Италии, включая в себя Грецию, Сирию, Египет, северную Африку, Испанию, Галлию. В 63 году до Рождества Христова римский полководец Помпей захватил Иерусалим. С этого момента римляне держали Палестину под своей властью. В 27 году до Рождества Христова императором стал Октавиан, который принял именование Август. Во время его появления родился Иисус Христос.

Иисус родился в Вифлееме. Расположен он на иудейском нагорье в 8 км. к юго-западу от Иерусалима. В этом городе родился Давид, здесь пророк нарек его царем и помазал на царствование. Пророк Михей предсказывает, что в нем родится Мессия. В настоящее время этот израильский город известен как Бетлам.

2.3 События Рождества

2.3.1 Сомнения Иосифа

Писание говорит нам, что после обручения Марии с Иосифом, выяснилось, что она уже беременна. Иосифа обуревают сомнения. Он знает, что на деле он не муж Марии. А значит – не отец Ребенка. Что делать? По закону жена, нарушившая верность супругу, должна быть до смерти закидана камнями. Выдать Марию на суд или просто тайно отпустить Ее из своего дома, чтобы Она жила дальше как пожелает? Не завершить ли фиктивный брак фиктивным разводом? Ветхозаветные обычаи допускали обычный развод по согласию супругов.

Итак, что сделать с Марией. Писание указывает, что Иосиф был праведен, он не хотел быть суровым, но, человеколюбивый по великой своей доброте, он показывает себя выше закона и живет выше заповедей закона. Иосиф намеревается скрыть грех и преступить закон. Он склоняется к более мягкому исходу – отпустить Марию.

Но когда он только помыслил это, « Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их».

Ангел разрешает сомнения Иосифа, ведь только Бог знает неизреченное. Иосиф принимает жену свою, понимая, что Господь сподобил его присутствовать при великой тайне пришествия Мессии, тайне о которой предсказывал пророк Исаия.

2.3.2 Перепись

Подробнее всех об обстоятельствах рождества Христова и о времени, когда оно происходило, говорит святой евангелист Лука. События Рождества Христова он приурочивает к переписи всех жители Римской Империи, которая была произведена по повелению кесаря Августа. В 27 г. до Рождества Христова императором Римской империи становится преемник Юлия Цезаря – Октавиан, который принял именование Август. В год Рождества Христова император Август издал повеление произвести народную перепись по всему своему государству. В Палестине перепись проходила по иудейским обычаям, и каждый должен был записаться не как гражданин Рима, а как житель своего города. Местом сбора потомков Давида был определен Вифлеем (в настоящее время Бетлам), потому что именно в этом городе родился и был помазан на царство Давид.

В суровое время года и без всяких средств должны были странствовать Иосиф и Мария при неблагоприятных обстоятельствах и по трудному пути. В Вифлееме родился царь Давид и там же помазан на царство, в Вифлееме был весь род Давидов и потому он по справедливости называется фамильным городом царя Давида.

2.3.3 Вифлеемская пещера

Поскольку потомков Давида оказалось довольно-таки много, городок был переполнен. В гостинице не оказалось места для Иосифа и его спутницы. Люди закрыли двери своих домов перед Сыном Божьим. В городе, окруженном плодородными полями (Вифлеем или по-другому Бет-Лехем, в переводе – дом хлеба) не нашлось ни хлеба, ни пристанища для Его Матери. Иисус рождается как бездомный вне города, на окраине Вифлеема.

Благая весть о рождении Спасителя мира, начата в эту рождественскую ночь. Из-за множества путешественников приехавших раньше и из-за своей бедности святое семейство должно было поселиться в одну из пещер, которыми была богата горная Палестина, и куда пастухи загоняли скот при плохой погоде.

«И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места». Евангелист подчеркивает, что пресвятая Дева спеленала новорожденного младенца, то есть рождение было безболезненным. «Первенцем» Сын ее называется не, потому что после у Нее были другие дети, а потому что по закону Моисея, первенцем назывался всякий младенец мужского пола, всякий первонорожденный, даже если он и один в семье. Мария рождает сына не в царских палатах и даже не в простом доме, а в хлеву (вертепе), в пастушеской пещере, куда загоняли скот в ненастную погоду. Здесь-то и родился Божественный Младенец, положенный вместо детской колыбели в ясли от самого рождения принявший на себя крест уничижения и страдания для искупления человечества и самим своим рождением давший нам урок смирения этой высочайшей добродетели, которой Он потом постоянно учил Своих последователей.

Вифлеемская пещера – это отнюдь не приукрашенные рождественской истории. Палестина – нагорная страна, большую часть ее поверхности занимают известняки или мел. Как известно известняк легко проницаем для воды, поэтому в известняках всегда много пещер. В одной из таких пещер и рождается на свет Спаситель мира.

2.3.4 Поклонение пастухов

Пастухам может быть тем самым, которым принадлежала пещера, и которые благодаря хорошей погоде ночевали в поле, явился ангел Господень, осиянный Божественной славой, и возвестил великую радость о рождении во граде Давидовом Спасителя. Важно отметить слова ангелов, что это великая радость будет всем людям, то есть, что Мессия пришел не для одних евреев, а для всего мира, для всего человечества. Ангел объяснил пастухам, что они найдут родившегося Христа Господа в пеленах, лежащего в яслях. Но почему же Ангел не возвестил о рождении Христа старейшинам иудейским, книжникам и фарисеям и не призвал и их к поклонению Божественному Младенцу? Да потому, что эти “слепые вожди слепых” перестали понимать истинный смысл пророчеств о Мессии и по исключительной иудейской горделивости воображали, что обещанный им Избавитель явится в полном блеске величественного царя-завоевателя и покорит весь мир. Скромный проповедник мира и любви к врагам им был неприемлем. Пастухи как люди видимо благочестивые тотчас поспешили туда, куда указал им ангел, и первыми удостоились поклониться новорожденному младенцу Христу. Пастухи спешили засвидетельствовать свои благоговейные чувства, рассказав Пресвятой Богородице все, что видели и слышали от ангелов. Святой обручник Иосиф дивился и благоговел перед светом Истины.

В рассказе о Рождестве Христовом еще замечательно то, что первыми поклонились родившемуся Спасителю пастухи, истинные дети природы, которые могли открыть пред Ним только сокровищницу своего сердца, полного простоты, веры и смирения.

Но не только пастухи увидели в эту ночь Божественного Младенца.

2.3.5 Поклонение волхвов

Уже значительно позже пришли волхвы с Востока, насыщенные ученой мудростью, повергшие пред Богомладенцем вместе с благоговейною радостью золото, ладан и смирну.

Евангельский рассказ о поклонении волхвов (Мф. 2 гл.) очень назидателен. Это, прежде всего рассказ об епифании, или явлении Христа язычникам.

«Когда же Иисус родился» – повествует святой евангелист Матфей, – «в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода пришли в Иерусалим волхвы с востока». По преданию их звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар.

Пришедшие поклониться новорожденному Христу волхвы не были тем, что обычно подразумевается под этим именем, то есть волшебники, творящие ложные чудеса, вызывающие духов. Эти люди были ученые, тайно видящими, обладавшие большими знаниями, подобные тем, над которыми начальствовал пророк Даниил в стране Вавилонской.

Волхвы, шедшие в Иерусалим из дальней страны могли прийти прежде события, могли спустя; но они пришли именно около того времени, когда родился Сын Божий, дабы это чрезвычайное событие не оставалось надолго не известным для Иерусалима. Такое соответствие в пришествии волхвов со времен рождения Спасителя показывает, что в их пришествии все было предопределено свыше и что это пришествие началось задолго до рождения Спасителя. На востоке в это время было широко распространено убеждение, что в Иудее должен явиться Владыка мира, которому подобает поклоняться от всех народов мира. Можно сказать, что книга пророчеств Даниловых была известна волхвам, и потому они могли знать исчисление седмин Даниловых. Так от времен Даниловых до самого Рождества у волхвов хранилось предание о грядущем в мир великом царе Израильском. Когда волхвы шли в Вифлеем, то звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними, указывая им путь, пока не остановилась перед местом, где родился новорожденный Младенец. Никто не знал, что это за звезда, на этот счет есть разные мнения. Св. Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт думали, что это была некая Божественная и ангельская сила, явившаяся сверху в виде звезды. Что касается той звезды, что видели на востоке, считают, что - то была настоящая звезда, ибо великие события в мире горнем часто предварялись знамениями в природе. Но конечно, звезда, которую видели волхвы, уже была не планетой, не настоящей звездой, а особенным чудесным явлением. Далее сказано, что волхвы пришли в дом и поклонились новорожденному младенцу. Следовательно, это была уже не пещера, где родился Христос, тогда Младенец с Мариею переселились в обыкновенный дом. Когда волхвы пришли в Иерусалим, как в столицу Иудейского царства и здесь расспрашивали всех о новорожденном Царе: где родившийся Царь Иудейский. Какого же было их удивление, когда оказалось, что там еще никто не знал о свершившемся великом событии, иудеи изумленно спрашивали у волхвов, как они узнали о рождении Царя иудейского? На это волхвы говорили: Странно, что вы, иудеи ничего не знаете о нем. Это вызвало тревогу Ирода, так как он не имел законных прав на иудейский престол. С ним встревожился и весь Иерусалим, быть может, опасаясь репрессий со стороны встревоженного необычайным известием Ирода. Кровожадный Ирод, решил убить своего новорожденного соперника. Для исполнения своего замысла он хотел еще знать время рождения Царя иудейского. Для этого Ирод призывает к себе волхвов, чтобы тайно допросить их о времени явления звезды, а затем посылает их в Вифлеем, с тем, чтобы они, вернувшись к нему, рассказали все, что они знают о новорожденном.

Когда волхвы шли в Вифлеем, то звезда, которую они видели на Востоке, шла перед ними, указывая им на путь, пока не остановилась над местом, где находился новорожденный младенец.

В это время святой старец и Мария с Младенцем жили в городе, в доме, куда они пришли из пещеры, так как народ после переписи стал расходиться.

Волхвы вошли и увидели Младенца Иисуса с Матерью Его. Поклонились Ему и поднесли дары свои: золото, ладан, и смирну. Своими дарами волхвы показали, что родившийся Младенец Иисус есть, и Царь, и Бог, и человек. Золото они принесли ему, как Царю, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть.

2.3.6 Бегство в Египет. Избиение младенцев

Когда волхвы уже возвращались домой, во сне они получили откровение не возвращаться к Ироду, и пойти иным путем. Между тем Ирод ждал возвращения волхвов. Но когда волхвы не возвратились из Вифлеема, то Ирод подумал, что они не нашли никакого младенца, постыдились возвращаться в Иерусалим, и успокоился. Но вот, через 40 дней разнеслась весть по Иерусалиму, что Мария приносила в храм своего новорожденного младенца. Тогда Ирод понял, что волхвы просто насмеялись над ним, и намеренно не вернулись к Ироду. Он страшно разгневался, и выдал повеление убить всех младенцев в Вифлееме, от двух лет и ниже, в расчете, что в числе этих младенцев окажется и Христос. Господь не мог творить чудеса с самого рождения, ибо его тогда не приняли бы за Бога. По преданию убито было 1400 младенцев, эти младенцы были первыми мучениками за Христа. Церковь отмечает ежегодно память об этих младенцах 11 января.

В то же время Ангел Господень, является во сне Иосифу, и говорит, встань, возьми Младенца и Матерь его, и беги в Египет, и будь там, до коле не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошёл в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:

«Из Египта воззвал Я Сына Своего ».

3. Тема Боговоплощения в жизни Церкви

3.1. Боговоплощение, как основа нашего спасения

Воплощение Сына Божьего от Девы Марии коренным образом изменило мир к лучшему. Оно дало людям новый образ мыслей, облагородило их нравы, направило по новому руслу мировые события. Оно принесло людям силы бороться с грехом, примирило с Богом, усыновило людей Отцу и возродило все их естество. Оно влило в дряхлый человеческий организм струю Божественной жизни и этим принесло людям вечную жизнь. По этим причинам воплощение Сына Божья оказалось в самом центре мировых событий и от него ведется летоисчисление — до и после Рождества. Во втором члене Символа веры рассказывается, как ждали Иисуса Христа еще до Его рождения, и говорится: « Верую и во единого Господа Иисуса Христа Сына Божья, единородного иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света Бога истина от Бога Истина рождена, не сотворена, Единосущна Отцу имже вся быша».

Иисус Христос, Сын Божий. Сыном Божьим называется Второе лицо Святой Троицы, и по своему Божеству, Сей же самый Сын Божий, назван Иисусом, когда родился на земле как человек. Христом назвали Его пророки, когда еще ожидали пришествии Его на землю: Христос – это значит помазанник, а Иисус – Спаситель. Помазанник от помазания священным миром, через которые подаются дары духа Святого. Но не один Иисус Христос, называется помазанником, издревле помазанниками называли царей, первосвященников и пророков.

Иисус Христос называется Господом в том понимании, что Он есть истинный Бог, и имя Господь есть одно из имен Божьих. Иисус Христос называется Единородным, потому что Он один есть Сын Божий, рожденный из существа бога Отца и потому Есть единосущный с Богом Отцом, и, следовательно, без всякого сравнения превосходит всех святых Ангелов и святых людей, которые называются сыновьями Божьими по благодати.

В символе веры еще сказано, что Иисус рожден от Отца, сим изображается сие личное свойство, которым он отличается от других лиц святой Троицы. Иисус Христос рожден прежде всех век, дабы не подумали, что было время, когда Его не было. Слова Символа Веры взяты из изречения Иоанна Богослова. О Сыне Божьем сказано еще, что Он рожден, не сотворен это прибавлено в обличении Ария, который нечестиво учил, что Сын божий сотворен. В символе веры слова Имже вся быша показывают, что Бог Отец все сотворил Сыном Своим, как вечною премудростью Своею и вечным Словом Своим. Ещё в Символе веры сказано, что Сын Божий сошёл с небес. Он вездесущ и потому он всегда на небе, и всегда на земле; но на земле прежде Он был невидим, а потом явился во плоти: в этом смысле сказано, что Он сошел с небес. Иисус Христос сошёл с небес, для того чтобы спасти людей от греха, проклятия и смерти.

Символ веры также четко формулирует непреложную христианскую истину о беспорочном рождении Христа от Духа Святого и Марии Девы. Таинственность и непостижимость этого события хорошо выразил апостол Павел: «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим.3:16).

И, углубляясь в тайну воплощения Сына Божья, мы видим, что оно тесно связано с таинством Причащения и с Церковью, которая, по Апостольскому учению, есть таинственное тело Христово. В Причащении тела и крови Христовой человек приобщается к Богочеловеческой природе Христа, соединяется с Ним и в этом соединении весь преображается. Одновременно, в Причащении христианин соединяется и с другими членами Церкви — и так таинственное Тело Христово растет.

Рождество Иисуса Христа на первый взгляд происходит совсем неподобающим для Сына Божьего образом. Чему Господь хочет нас научить этим. Тому, что Божьи и человеческие мерки не совпадают.

Как педагогу для разговора с детьми надо умалить себя, заговорить их словами и образами, так и Богу, чтобы вразумить людей, надо умалить Себя. Чтобы возвести людей – Богу надо спуститься к людям. Чтобы это возведение было не следствием страха, повинующегося непостижимому чуду, Бог приходит «в образе раба».

Господь, хозяин всей вселенной рождается не в городе Риме, куда ведут все дороги не в центре человеческой истории. Господь рождается на ее окраине. Его родина – Палестина, небольшая полоска земли вдоль восточного берега Средиземного моря. В этой далекой Римской провинции, причем даже не в самом ее центре, не в Иерусалиме, а в пригороде, и даже не в самом городке, а на его окраине Мария пеленает Спасителя и кладет Его в кормушку для скота – ясли. Там, куда приходит Бог, и оказывается центр мира и центр человеческой истории. Он мог бы увлечь людей каскадом чудес. Но тогда люди не будут в состоянии принести Творцу самый великий дар. Тот, который Он и ждет от нас: дар любви, родившейся в свободном сердце.

Также не случайны и очень назидательны пути, ведущие к Богу. Пастухи и волхвы: простота сердца, и глубокая добросовестная ученость одинаково ведут ко Христу. Но первый путь прямее, короче и вернее второго. Пастырями руководили непосредственно Ангелы, а волхвы должны были совершить долгий путь прежде, чем достигли Иудеи и даже, находясь уже в Иерусалиме, не сразу могли обрести место рождения Царя Иудейского. Они “учахуся” от бессловесной звезды и через Ирода от книжников и старцев иудейских не без затруднений и опасностей достигли они желанной цели и не слышали небесной гармонии, прозвучавшей над землей — “Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение”.

Для каждого из нас Рождество Христово, как праздник, может происходить много раз, но пока Иисус Христос не родится в наших сердцах, то для нас настоящее Рождество не настанет ни когда.

3.2 Рождество Христово, как церковный праздник.

Рождество в богослужении

После Пасхи Рождество Христово является самым радостным праздником, который справедливо можно назвать “Зимней Пасхой” Празднование Рождества Христова возникло очень рано, возможно, что еще в первом веке

Празднику Рождества, как и к Крещению, предшествует навечерие, свидетельствующие особо важности наступающего Рождества. Из древней Церкви православной, в навечерии совершались часы называемые царскими. Царские часы начинаются и совершаются при открытых царских вратах, среди храма перед Евангелием положенным на аналое как бы в ознаменовании того, что ныне Спаситель уже не таится, некогда во мраке вертепа, но сияет всем языкам. Перед чтением Евангелия на каждом часе бывает каждение. Этим воскурением вспоминают ладан и смирну, принесенные с востока волхвами, новорожденному Царю Иудейскому. На часах 1,3,6, и 9 святая Церковь вспоминает пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя. С чтением пророчества святая церковь соединяет на часах, свидетельствующих об исполнении пророчеств, Священные чтения сопровождаются торжественными песнопениями изъясняющие чтение. Обычай совершать перед праздником Рождества Христова навечерия – несомненно, древний». Вечером, накануне Рождества Христова, совершается торжественная Всенощная, которая начинается Великим повечерием с торжественным пением стихов: “ С нами Бог”(содержащих пророчество о рождении Мессии, см. Исаия 7:14, 8:8-15 и 9:6-7). В стихирах на литии высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и людей, радующихся сошествию Бога на землю и о последовавшей затем духовно-нравственной перемене в людях. В “Стихирах на стиховне” (песни в конце вечерни высказывается мысль о том, что совершилось преславное чудо): “Слово рождается нетленно от Девы и не отлучается от Отца” После “Ныне отпущаеши” поется следующий тропарь

Тропарь

Рождество Твое, Христе Боже нашъ, возсия мирови светъ разума: въ Немъ бо звездамъ служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе видети съ высоты Востока: Господи, слава Тебе.

Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя Востоком с высоты. Господи, слава Тебе

Перед чтением шестопсалмия в начале Утрени церковный хор как бы сливается с хором небесным и поет: “Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение”

В “ Каноне” (часть богослужения после Евангелия). Высказывается мысль, что родившийся от Девы есть не простой человек, а Бог, явившийся во плоти на землю для спасения людей, как о нем было предсказано в Ветхом Завете. Иисус Христос в каноне называется Благодетелем, примирившим нас с Богом; Отцом, освободившим нас от власти диавола и спасшим нас от греха, проклятия и смерти (смотри ниже Канон Утрени). После шестой песни Канона и малой ектеньи поется следующий кондак:

Кондак

Дева днесь Пресущественнаго раждаетъ, и земля вертепъ Неприступному приноситъ: Ангели с пастырьми славословятъ, волсви же со звездою путешествуютъ, насъ бо ради родися Отроча Младо, Предвечный Богъ

Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего Существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Предвечный Бог.

По намерению святой церкви канун Рождества есть усиленное приготовление к достойной встречи Рождества Христова. За пять дней до праздника уже начинаются предпразнества. Последний день перед Рождеством христовым особенно посвящен посту, и верные, помня звезду волхвов, не нарушают пост до появления первой звезды вечернем, встречая ее на молитве в этот день. Поздняя литургия Василия Великого соединена с вечернею. Перед закатом солнца начинается литургия и первые стихири ее двух патриархов Германа и Анатолия достаточны, что бы возбудить внимание всех верных к наступающему торжеству. И вот перед первым выходом с евангелием и тихой песнею « Свете тихий», какую верную и обширную картину языческого мира при появлении Христовом, развивает в яслях своих церковь, и эта величественная песнь есть творением инокини отшельницы Касии. Потом начинается возвышенный ряд паремий, по подобанию ветхозаветных чтений великой субботою. Здесь соединены все праздники и пророчества о Рождении Спасителя. Последние из них заключается словами, которые обратились в торжественную песнь на всенощной наступающего дня: «Снами Бог, разумейте языки и покоряйтесь; услышите даже до последних земли, яко с нами Бог.

Рождение Христа глубоко вошло в литургийную символику. На каждой проскомидии оно таинственно соединяется с распятием Христа на Голгофе, и священник, крестообразно надрезая, Агнец говорит: «Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение. Слова и действие проскомидии имеют двойственное значение, с одной стороны это воспоминание событий Рождества. Применяемые на проскомидии священные предметы и совершаемые действия имеют символические значения:

· Дискос – круглое, священное блюдо означает ясли Господни;

· Звездица – Вифлеемская звезда;

· Жертвенник – символизируют вертеп;

· Покровцы – пелены, которыми был повит Спаситель;

· Приготовление Святого хлеба, и изъятие Агнца – Зачатие и Рождение Иисуса;

· Молитвы и славословие священников символизирует поклонение и славословие волхвов.

По окончании литургии священно служители как пастыри, собравшиеся из ночной долины, где пасли стадо, возглашают песнопения при сиянии светильника как бы звезда вечерняя перед царскими вратами:

Рождество Твое Христе Боже наш, Дева днесь Пресущественнаго рождает. Таково приготовление на кануне Рождества, дабы верные однажды проникнувшие всей важностью событий могли достойно его встретить. Праздник Рождества имеет свою символику на Божественной литургии.

3.3 Иконография Рождества

Глубокий смысл рождественских событий нам лучше всего раскроет икона Рождества. Первая задача иконы – через видимые краски передать духовный смысл происходящего. Поэтому не случайно икона Рождества сводит в одном сюжете разновременные события, чтобы этим подчеркнуть необычность, чудесность совершающегося.

  • В центре иконы – младенец Иисус Христос в темной пещере.

Христос рождается в темной пещере символизирующей мир до пришествия Христа. Пещера – это образ мира, сердцевина земли, средоточие материальности, в самую глубину которого входит Бог. Стены пещеры каменные и холодные, как и наши сердца. Пещера дается темным фоном: тьма без малейшего просвета. И на фоне тьмы сияет чистейшая белизна одежд Младенца. По слову Евангелиста Матфея народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. (Мф. 4:16) Бог в мире – это свет миру.

  • В ясли ко Спасителю заглядывают вол и ослик.

С одной стороны это символизирует пророчество Исаии (Ис. 1:3). «Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет». С другой стороны – это два народа: израильтяне и язычники.

  • Богородица лежит на склоне горы наподобие камня.

Она символизирует собой пророчество Даниила (Дан. 2 глава), о камне (Царстве Божьем), который сокрушит истукана на глиняных ногах (языческая империя). С камнем соотносится не только Рожденный, но и чудесно Родившая – Дева Мария.

  • Взгляд Богородицы обращен к Иосифу.

Икона Рождества напоминает о сомнениях Иосифа о непорочности зачатия Христа. Возле Иосифа изображен старичок в лохматой шкуре – злой помысел. Мария взирает на того, кому первая весть о чудесном Рождестве причинила боль. Сюжет уверения Иосифа, подтверждая чудесность, божественность Рождества, говорит нам о том, что Христос – истинный Бог.

  • Напротив Иосифа изображены женщины, омывающие Христа.

Это старшие дочери Иосифа. По преданию одна из них, Саломия, усомнилась в непорочности и девственности Родившей и дерзнула сама проверить невероятное сообщение повивальной бабки. За это рука ее отнялась, до тех пор, пока она искренне не покаялась. На иконе показывается, как обретшая веру Саломия, обмывает Младенца. Сюжет уверения Саломии, подтверждая подлинность воплощения, говорит нам о том, что Христос – истинный человек.

  • Люди слева и справа – волхвы и пастухи.

Они символизируют собой два народа. Народ Ветхого Завета – «Израиль по плоти» – представлен пастухами, в то время как человечество, от язычества пришедшее прямо ко Христу, минуя суровость Ветхого Завета, представлено волхвами-персами. Также пастухи и волхвы символизируют собой людей пришедших ко Христу сердцем и ищущих Истину разумом, причем путь последних, жаждущих «исследованием найти Бога» всегда оказывается длиннее. Об этом говорит то, что пастухи стоят непосредственно у входа в пещеру, а волхвы еще далеко за холмом.

  • И пастухов, и волхвов в Вифлеем привели ангелы.

Одним ангелы явились непосредственно, другим в виде звезды. Ангелы славословят тайну воплощения.

  • Звезда и луч над пещерой.

Говорят нам о том, что небо пришло на землю, чтобы освятить ее. Рождество – не праздник новизны, но обновления. Пришествием Бога старый мир не сжигается, не обессмысливается, а обновляется, преображается.


В Рождественскую Ночь

О, как бы я желал, огнем пылая веры
И душу скорбную очистив от грехов,
Увидеть полумрак убогой той пещеры,
Для нас, где воссияла Вечная Любовь,
Где Дева над Христом стояла Пресвятая,
Взирая на Младенца взглядом, полным слез,
Как будто страшные страданья прозревая,
О, как бы я желал, огнем пылая веры,
Что принял на кресте за грешный мир Христос!

О, как бы я хотел облить слезами ясли,
Где возлежал Христос-Младенец, и с мольбой
Припасть, — молить Его о том, чтобы погасли
И злоба, и вражда над грешною землей.
Чтоб человек в страстях, озлобленный, усталый,
Истерзанный тоской, жестокою борьбой,
Забыл столетия больного идеалы
И вновь проникся крепкой верою святой, —

О том, чтоб и ему, как пастырям смиренным,
В Рождественскую ночь с небесной высоты
Звезда чудесная огнем своим священным
Блеснула, полная нездешней красоты.
О том, чтоб и его, усталого, больного,
Как древних пастырей библейских и волхвов,
Она всегда б вела в ночь Рождества Христова
Туда, где родились и, Правда, и Любовь.

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • Епископ Александр (Милеант). Рождество Христово. Великая тайна благочестия.
  • Митрополит Антоний Сурожский. Беседы о вере и Церкви.
  • Библейская энциклопедия. Российское библейское общество,1996.
  • Вифлеемская звезда. Приложение к журналу «Гонец».Саратов,1993
  • Диакон Андрей Кураев. Школьное богословие.
  • Диакон Андрей Кураев. Дары и анафемы. Москва, 2001
  • Архимандрит Никифор. Библейская Энциклопедия.
  • Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий.
  • Сурова Л.В. Церковный год. Беседы о православии. Паломник, 2000
  • Толкования на Евангелие от Матфея и от Луки блаженного Феофилакта.
  • В работе использованы стихотворения Л.Мея, В. Соловьева и В. Иванова

Вернуться