СОДЕРЖАНИЕ:

  • Введение
  • Крест Христов, как орудие нашего спасения.
  • Прообраз креста Господа в Ветхом Завете
  • Крестное страдание Господа нашего Иисуса Христа
  • Крест Христов нам в искупление
  • Символика креста в жизни Церкви
  • Воздвижение Креста
  • Формы креста и их символика
  • Крестное знамение и нательный крест
  • Крестный ход
  • Крест в богослужении, облачении священника и устройстве храма
  • Крестный путь христианина
  • Используемая литература

1. Введение

Крест для православного христианина – это, прежде всего, Крест Христов, на котором Господь наш Иисус Христос пострадал на Голгофе. Крест – это также термин христианского нравственного богословия, означающий совокупность жизненных страданий, тяжелых обязанностей, мучительной борьбы с искуплениями греха – всего, что христианин обязан выносить мужественно и благодушно, не нарушая требований религии о внушении чистой совести. К всему этому применяются слова Иисуса Христа: “Кто не берет креста своего… тот не достоин Меня”. Поэтому Святой Крест поставлен на всех церквях, и в церкви нет таких священных одежд, нет вещей и утвари, на которых не было бы креста, нет таинства и других молитвенных действий, при которых не употреблялось бы знамение креста, посему здесь следует сказать: что есть крест? Для чего Христос благословил претерпеть не другую какую-нибудь смерть, как крестную. Какою Божественную силу облечен крест? Как древние святой крест почитали?

2. Крест Христов, как орудие
нашего спасения

2.1. Прообраз креста Господа
в Ветхом Завете

В Законе Божием, Ветхом Завете, можно увидеть много прообразов креста. Например, даже жертвоприношение было прообразом крестной жертвы Спасителя. Можно еще сказать про принесение Исаака Авраамом в жертву Богу. Исаак сам нес дрова для своего же принесения в жертву - это прообраз Спасителя, несшего крест на казнь.

Во время битвы между евреями и амаликитянами Аарон заметил, когда Моисей держал руки вверх, то евреи побеждали врага, а когда от усталости опускал их, тогда амалекитяне побеждали евреев. Поэтому Аарон с Ором посадили Моисея на камень, а руки его держали простертыми. И евреи победили амаликитян. Моисей, молившись с поднятыми руками, прообразовал собою победный Крест Христов, силою которого теперь верующие христиане побеждают видимых и невидимых врагов.

Однажды во время сорокалетнего странствования по пустыне, евреи за свой ропот на Бога были наказаны появлением множества ядовитых змей, которые жалили народ, так что многие умирали. Евреи, раскаявшись просили Моисея помолиться о них Богу. Господь повелел Моисею сделать медного змия и повесить его на знамя. И кто из ужаленных смотрел с верою на медного змия, тот оставался жив. Этот медный змий служил прообразом Христа, Спасителя. Христос также был вознесен на крест за наши грехи, и мы теперь, взирая с верою на Него, исцеляемся от грехов своих и спасаемся от вечной смерти.

2.2. Крестное страдание
Господа нашего Иисуса Христа

Теперь мы поговорим о суде и крестных страданиях Господа нашего Иисуса Христа. Иисуса преданного его учеником Иудой, схватили стражники, привели в дом первосвященника и второпях судили, прибегая к лжесвидетельству и клевете. Пилат не видел за Иисусом вины, которую на него возлагали. Однако первосвященник Каиафа настаивал на казни. И в конце концов Пилат дал согласие. Первосвященники и служители вынесли Ему приговор: “…по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божьим”. Значит, даже те, кто отнюдь не симпатизировал проповедям Христовым, признали Его Богоравное достоинство. Итак суд позади до казни осталась одна ночь…

О крестном пути Господа повествуют все четыре евангелиста. Первые два – Святой Матфей и Святой Марк – говорят о Нем совершенно одинаково: “И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие выходя, они встретили одного кириенянина, именем Симон, его заставили нести крест Иисуса”. Святой Иоанн говорит совсем коротко, подробнее всех говорит Святой Лука. Как пишет об этом Святой Иоанн и как это вообще было принято с осужденными на смерть через распятие, Господь Сам нес Свой крест на место казни, но Он был так истомлен, что оказался не в силах донести крест до места назначения. Не из сострадания конечно, но из желания быстрее дойти, чтобы завершить свое злое дело, враги Господа захватили по пути некого Симона, переселенца из Киринии, и заставили понести крест Господа, когда он возвращался с поля в город.

Святой Лука добавляет, что, шло за Ним великое множество народа женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Не только враги, но и почитатели Господа, сострадавшие Ему, шли за Ним. Несмотря на обычай, согласно которому запрещалось преступнику, ведомому на казнь выражать сочувствие, бывшие в этой толпе народа женщины громко, рыданиями изъявляли свое сострадание Господу.

Выраженное ими сострадание было столь глубоко и искренно, что Господь счел нужным отозваться и обратится к ним с целою речью: «Дщери Иерусалимские, не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших». « Дщери Иерусалимские» – любвеобильное обращение, указывающее на благорасположение Господа к этим женщинам, выражавшим Ему такое трогательное сочувствие. Господь как бы забывает о предстоящих Ему страданиях, и духовный взор Его обращается к будущему избранного народа, к тому страшному наказанию, которое постигнет Его за отвержение мысли.

“Плачьте о себе и о детях ваших”, – в этих словах Господь предупреждает их о бедствиях, которые постигнут их и детей их.

Распятие Господа совершалось на месте, называемом Голгофа, что значит “лобное место”, и там был распят Господь посреди двух разбойников. “Лобное место” – это небольшой холм, находившийся в то время вне города. Неизвестно точно, почему этот холм носит такое название. Или потому, что он имел вид черепа, или потому, что на нем находилось много черепов казненных людей. Когда Иисуса привели на Голгофу, то давали Ему пить, по Святому Марку, вино со смирною, а по Святому Матфею, уксус, смешанный с желчью. Этот напиток, одуряющий и притупляющий чувство, который давали осужденным на казнь через распятие, чтобы несколько уменьшить мучительность страданий.

До этого Христа уже один раз подвергали казни – бичеванию ударам пятихвостым бичом со свинца. Иисус получил 39 таких ударов, потому что иудейский закон запрещает наносить более 40 ударов, так как это считалось смертельным. Впрочем, законы все были нарушены. Христа подвергали наказанию дважды.

Среди неописуемых страданий Господь оставался совершенно безмолвным всего семь слов сказал с креста. Первые Его слова была молитва за распинателей, вторыми словами своими Он удостоил благоразумного разбойника райского блаженства, третьими словами – поручил Свою Пречистую Матерь любимому ученику, четвертыми словами Его был возглашение: “Боже Мой! Боже Мой, для чего Ты Меня оставил”, пятое слово – “Жажду”, шестое – “Совершилось”, седьмое – “Отче, в руки Твои предаю дух Мой”.

Желая уязвить членив синедриона, Пилат приказал написать на дощечке: “Иисус Назарей, Царь Иудейский”. Вопреки обычаю надпись была сделана на трех языках: еврейском - местном, национальном греческом – тогда общераспространенным, и римском - языке победителей.

Крестные страдания называли самой ужасной из всех казней, которое придумали люди. Суть ее состоит в том, что человеческое тело повисает на кресте таким образом, что точка опоры оказывается в груди. Когда руки человека подняты выше уровня плеч, и он висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь. В результате этого напряжения кровь начинает стекать к мышцам грудного пояса и застаивается там. Мышцы постепенно начинают деревенеть, тогда наступает явление асфиксии: сведенные грудные мышцы сдавливают грудную клетку. Мышцы не дают расширяться диафрагме, человек не может набрать в легкие воздуха и начинает умирать от удушья. Такая казнь иногда длилась двое суток. Чтобы ускорить ее, человека не просто привязывали к кресту, как в большинстве случаев, а прибивали. Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, через который нервные окончания идут к кисти руки и управляют ею. Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву – страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебитыми. Но мало того, чтобы дышать в таком положении, у казненного остается только один выход – надо найти такую точку опоры в своем же теле, для того, чтобы освободить грудь для дыхания. У прибитого человека такая возможная точка опоры только одна – это его ноги, которые также прибиты в плюсне. Гвоздь входит между маленькими косточками плюсны. Человек должен опираться на гвозди, которыми прибиты его ноги, выпрямить колени и приподнять свое тело, тем самым ослабляя давление на грудь. Тогда он может вздохнуть. Но поскольку руки его при этом также прибиты, то рука начинает вращаться вокруг гвоздя. Чтобы вздохнуть, человек должен повернуть свою руку вокруг гвоздя, отнюдь не круглого и гладкого, а покрытого зазубринами. Такое движение сопровождается болевыми ощущениями на грани шока.

Евангелие говорит, что страдания Христа длились около шести часов.

2.3. Крест Христов нам в искупление

В чем же смысл крестной жертвы Христа? “Неосторожным движением”, нарушивши связь между человеком и Богом, были первородный грех и все последующие грехи людей. Люди воздвигли преграду между собой и Богом, преграду не пространственную, а в своем сердце. Эту преграду требовалось убрать. Чтобы люди были спасены и могли обрести бессмертие, следовало восстановить связь с Тем, Кто бессмертен. По слову апостола Павла один Бог бессмертен. Люди отстали от Бога, от жизни. Их нужно было спасти и помочь вновь найти Бога – не какого-то посредника, не пророка, не миссионера, не учителя, не ангела, а Самого Бога. И вот Христос вбирает в себя все, что есть в человеческой жизни, кроме греха: человеческое тело, человеческую душу, волю, взаимоотношения, чтобы изменить человека. Однако, есть еще одно свойство, неотделимое от понятия “человек”. За эпохи, прошедшие со времен изгнания из рая, человек научился умирать. И этот опыт смерти Бог тоже решил взять в Себя.

Тайну страданий Христа на Голгофе люди пытались объяснить по- разному. Одно из самых простых толкований состоит в том, что Христос принес Себя в жертву вместо людей. Сын решил умиловать Небесного Отца, чтобы Тот, видя безмерную жертву, принесенную Сыном, простил все человечество. Сам по себе поступок Адама может быть невелик (Подумаешь, яблоко взял!), но он был направлен против Величайшего Властителя – Бога.

По мысли некоторых средневековых православных богословов, Бог приходит на землю для того, чтобы разрушить царство сатаны, царство смерти. Что такое смерть? Смерть – это пустота, небытие, поэтому ее нельзя так просто прогнать. Ее, можно заполнить только изнутри.

Еще один образ – Христос как врач. Святитель Василий Великий говорит, что Бог, прежде чем послать Сына Своего на землю, отпустил грехи всем людям: Христос же приходит для того, чтобы, подобно опытному врачу, связать воедино распавшуюся человеческую природу.

Разъясняя значение Крестной Жертвы Христовой, св. Афанасий Великий говорит:

«Так как надлежало, наконец, всем людям уплатить свой долг (а долг состоял в том, что все люди повинны были смерти, что преимущественно и было причиною пришествия Иисуса Христа на землю); посему Он, доказав Свою Божественность делами Своими, принес, наконец и жертву за всех людей, предав на смерть храм Своего Тела, дабы, чрез это, с одной стороны, сделать всех неповинными и свободными от древнего преступления (т.е. от первородного греха Адамова, тяготевшего на всех людях), с другой – явить Себя победителем смерти, и нетление собственного Своего Тела соделать начатком всеобщего воскресения... Смерть была необходима: непременно надлежало быть смерти за всех людей, потому что надлежало быть уплате общего долга, лежавшего на всех людях. Для сей цели Слово, по природе Своей бессмертное, восприяло плоть смертную, дабы ее как Свою собственную плоть принесть в жертву за всех людей, и дабы плотию претерпеть за всех смерть» (О воплощении 20).

Мы искуплены, как учит св. Ап. Петр, «не тленным серебром или золотом, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (I Петр. 1, 18-19).

3. Символика Креста в жизни Церкви

3.1. Воздвижение Креста

27 сентября Православная Церковь празднует Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Этот праздник установлен в IV веке в память обретения подлинного Креста, на котором был распят Спаситель.

История свидетельствует, что в 313 году император Константин накануне одной из больших битв, увидел на небе составленное из света знамение Креста с надписью «Ника» (по-гречески – «сим победиши»). Затем ему явился во сне Сам Господь Иисус Христос с крестом в руке и повелел сделать воинское знамя с изображением креста. Константин исполнил это и выиграл сражение. Это стало началом его обращения.

В 326 году византийская царица Елена, мать императора Константина, идет в Иерусалим на поиски Креста Спасителя. И вот после долгих поисков Крест был найден. Местонахождение указал один крестьянин иудей по имени Иуда, который впоследствии стал христианским епископом с именем Кириан.

Это была пещера над развалинами языческого храма. Там обнаружили три креста и отдельно табличку: «Иисус Назарянин Царь Иудейский».

По совету Иерусалимского Патриарха Макария кресты стали один за другим подносить к одной тяжелобольной женщине. От двух крестов ничего не произошло, когда же возложили третий крест, то она тотчас исцелилась. Предание утверждает, что как раз в то время двигалась мимо похоронная процессия. И воодушевленные только что происшедшим чудом люди стали возлагать кресты на усопшего. И так же от первых двух крестов ничего не произошло, а от третьего Креста, уже ознаменованного чудом, усопший ожил.

Вот почему Крест Господень называют животворящим. Какая радость и восторог охватили всех присутствующих. Весть о находке быстро распространилась по городу. Бесчисленное количество людей хлынуло на Голгофу, все хотели поклониться и приложиться ко Кресту Господню. Но многие даже не могли увидеть Его и стали просить хотя бы показать Крест, на котором был распят Христос, поднять его высоко. Вот откуда появился удивительно красивый обряд воздвижения, то есть поднимания, увитого цветами Креста в Церкви на праздничной Всенощной этого дня. Тогда в Иерусалиме Патриарх Макарий несколько раз поднимал Крест Господень и показывал Его на четыре стороны всем. И сейчас священники пятикратно воздвигают крест над всеми, люди же отвечают покаянной молитвой: «Господи, помилуй».

В 614 году персидский царь Хозрой овладел Иерусалимом, разграбил его сокровища и в числе их увез в Персию древо Животворящего Креста Господнего. Там крест пребывал четырнадцать лет. Только в 628 году Святой Крест был возвращен императором Ираклием. По совету Иерусалимского Патриарха Зосимы, император встретил Крест Господень и, босой, без венца и багряницы, сам внес его в Иерусалимский храм. Это было 14 сентября (по н.ст. 27 сентября), вот почему именно в этот день Церковь празднует Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

В чем смысл этого праздника для нас? О какой державной победе христианства говорится? Что значит само слово «победа». Что значит «воздвигать Крест» и петь про победу Христа? Так поется в акафисте Кресту. Не значит ли это прежде всего верить, как сказал апостол Павел, в Христа Распятого. Крестный знак – это знак единственного по своему смыслу и значению страдания. Изначальный смысл Креста как орудия позорной и мучительной казни. Незадолго до своего распятия Христос сказал своим ученикам: «…в мире будете скорбь, но мужайтесь: Я победил мир».

Вся тайна христианства и победа его – в радостной вере в Воскресение, то есть, в то, что Распятый, Отвергнутый, Оплеванный открыл путь в Новое Царство Вечной Жизни.

3.2. Формы Креста и Его символика

Крест схимнический, или "Голгофа"

Надписи и криптограммы на русских крестах всегда были гораздо разнообразнее, чем на Греческих.
 С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного по преданию на Голгофе ( по-евр. - "лобное место"), где и был распят Христос. Эти слова проясняют сложившуюся на Руси к XVI веку традицию производить около изображения "Голгофы" следующие обозначения: "М.Л.Р.Б." - место лобное распят бысть, "Г.Г." - гора Голгофа, "Г.А." - глава Адамова; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении.

      Буквы "К" и "Т" означают копие воина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.  Над средней перекладиной помещаются надписи: "IС" "ХС" - имя Иисуса Христа; а под ней: "НИКА" - Победитель; на титле или около нее надпись: "СНЪ" "БЖIЙ" - Сын Божий иногда - но чаще нет "I.Н.Ц.И" - Иисус Назорей Царь Иудейский; надписание же над титлой: "ЦРЪ" "СЛВЫ" - Царь Славы.

Такие кресты положено вышивать на облачении великой и ангельской схимы; три креста на парамане и пять на кукуле: на челе, на груди, на обоих плечах и на спине.

Крест "Голгофа" также изображается на погребальном саване, который знаменует сохранение обетов, данных при крещении, подобно белому савану новокрещаемых, означающему очищение от греха. При освящении храмов и домов изображенных на четырех стенах здания.

В отличие от образа креста, изображающего непосредственно Самого Распятого Христа, знамение креста передает его духовное значение, изображает его реальный смысл, но не являет сам Крест.

"Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва", - утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Крест Т-образный "антониевский"

В южных и восточных частях Римской империи для казни преступников применялось орудие, называемое со времен Моисея "египетским" крестом и напоминающее букву "Т" в европейских языках. "Греческая буква Т, - писал граф А. С. Уваров, - одна из форм креста, употребляемая для распятий" (Христианская символика, М., 1908, стр. 76)

 "Число 300, выражаемое по-гречески чрез букву Т, служило также со времен Апостольских для обозначения креста, - сообщает известный литургист архимандрит Гавриил. - Эта Греческая буква Т встречается в надписи гробницы III века, открытой в катакомбах святого Каллиста. (...) Такой образ буквы Т встречается на одном сердолике, гравированном во II веке" (Руководство по литургике, Тверь, 1886, стр. 344)

      О том же рассуждает и святитель Димитрий Ростовский: "Изображение греческое, "Тав" называемое, которым Ангел Господень сделал "знак на челах" (Иез. 9:4) Божиих людей в Иерусалиме, для ограничения от надвигающегося смертоубийства, видел в откровении святой Иезекиль пророк.

Крест "Египетский иероглиф Анх"

Иисус Христос - Победитель смерти - устами царя пророка Соломона возвестил: "кто нашел Меня, тот нашел жизнь" (Прит. 8;35), и по воплощении Своем вторил: "Я есмь воскресение и жизнь" (Ин. 11;25). Уже с первых веков христианства для символического изображения креста живоносного употреблялся, напоминающий его по форме, египетский иероглиф "anch", обозначавший понятие "жизнь".

Крест "якореобразный"

 В своем Послании Апостол Павел поучает, что христиане имеют возможность "взяться за предлежащую надежду (т.е. Крест), которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий" (Евр. 6:18-19). Этот, по слову Апостола, "якорь", символически прикрывающий крест от поругания неверных, а верным открывающий подлинный его смысл, как избавление от последствий греха, и есть наша крепкая надежда.

Крест "Бургундский", или "Андреевский"

Святой мученик Иустин Философ, разъясняя вопрос о том, откуда язычникам еще до Рождества Христова стали известны крестообразные символы, утверждал: "То, что у Платона в Тимее говорится (...) о Сыне Божием (...), что Бог поместил Его во вселенной наподобие буквы X, он также заимствовал у Моисея!. Ибо в Моисеевых писаниях рассказано, что (...) Моисей по вдохновению и действию Божию взял медь и сделал образ креста (...) и сказал народу: если вы посмотрите на этот образ и уверуете, вы спасетесь чрез него (Числ. 21:8) (Ин. 3:14). (...) Платон прочитал это и, не зная точно и не сообразивши, что то был образ (вертикального) креста, а видя только фигуру буквы X, сказал, что сила, ближайшая к первому Богу, была во вселенной наподобие буквы X" (Апология 1, § 60).

      Буква "X" греческого алфавита уже со II века служила основанием для монограммных символов, и не только потому, что она скрыла имя Христа; ведь, как известно, "древние писатели находят форму креста в букве X, который называется Андреевским, потому что, по преданию, на таком кресте кончил свою жизнь Апостол Андрей", писал архимандрит Гавриил (Руков. стр. 345).

      Около 1700 года помазанник Божий Петр Великий, желая выразить религиозное отличие православной России от еретичествующего Запада, поместил изображение Андреевского креста на государственном Гербе, на своей ручной печати, на военно-морском флаге и.т.д. Его собственноручное объяснение гласит, что: "Крест Святого Андрея (принят) того ради, что от сего Апостола приняла Россия святое крещение".

Крест "монограмма Константина"

Как известно, эта монограмма получила довольно широкое распространение: отчеканена была впервые еще на известной бронзовой монете императора Траяна Декия (249 -251 гг.) в Лидийском городе Меонии; была изображена на сосуде 397 года; вырезана была на надгробных плитах первых пяти веков или, к примеру, фресочно изображена на штукатурке в пещерах святого Сикста (Гр. Уваров, стр. 85).

Крест четырехконечный, или латинский "immissa"

В учебнике "Храм Божий и церковные службы" сообщается, что "сильным побуждением для почитания прямого изображения креста, а не монограммного, было обретение Честного и Животворящего Креста матерью святого Царя Константина, равноапостольною Еленою. По мере распространения прямого изображения креста он приобретает постепенно форму Распятия" (СП., 1912, стр. 46).

      На Западе наиболее употребительным ныне является крест "иммисса", который раскольники - поклонники мнимой старины - пренебрежительно называют (почему-то по-польски) "крыж латински" или "рымски", что значит - Римский крест. Этим хулителям четвероконечного креста и истовым почитателям осмиконечия, видимо, необходимо напомнить, что, согласно Евангелию, казнь крестная была распространена по Империи именно римлянами и, конечно же, считалась римскою.

      "И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятою кровью Которого обагрился, - обличал раскольничье умствование святитель Димитрий Ростовский. - И, проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его" (Розыск, кн. 2, гл. 24).

      Принятый Вселенской Церковью в употребление "Канон Честному Кресту" - творение святого Григория Синаита - воспевает Божественную силу Креста, содержащую все небесное, земное и преисподнее: "Кресте всечестный, четвероконечная сила, Апостолом благолепие" (песн. 1), "Се четвероконечный Крест, имеяй высоту, глубину и широту" (песн. 4).

      Начиная с III-го века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Крест осмиконечный православный

 Восьмиконечие - наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие. "А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест, тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. (...) Не было подножия, потому что еще не поднят был Христос на кресте и воины, не зная, до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе", - обличал раскольников святитель Димитрий Ростовский (Розыск, кн. 2, гл. 24). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала "распяли Его" (Ин. 19:18), а потом только "Пилат написал надпись и поставил (своим распоряжением) на кресте" (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили "одежды Его" воины, "распявшие же Его" (Мф. 27:35), а уж только потом "поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский" (Мф. 27:3.7).

      Итак, четвероконечный Крест Христов, несомый на Голгофу, который все, впавшие в беснование раскола, называют печатью антихриста, именуется в Святом Евангелии все же "крестом Его" (Мф. 27:32, Мк. 15:21, Лк. 23:26, Ин. 19:17), то есть также, как и с табличкой и подножием после распятия (Ин. 19:25). На Руси крест этой формы употреблялся чаще других.

Крест "трилистниковый".

Золотой "трилистник" (рис. 39) также имеется на гербе Оренбургской губернии, на гербе города Троицка Пензенской губернии, города Ахтырки Харьковской и города Спасска Тамбовской губерний, на гербе губернского города Чернигова и т.д.

 

Крест "мальтийский", или "георгиевский"

Патриарх Иаков пророчески почтил Крест, когда "верою поклонился, - как говорит Апостол Павел, - на верх жезла своего" (Евр. 11,21), "жезла, - разъясняет святой Иоанн Дамаскин, - служившего изображением креста" (О святых иконах, 3 ел.). Вот поэтому сегодня над рукоятием архиерейского жезла имеется крест, "ибо крестом мы, - пишет святой Симеон Солунский, - путеводимся и пасемся, запечатлеваемся, детоводимся и, умертвивши страсти, привлекаемся ко Христу" (гл. 80)

      Кроме всегдашнего и повсеместного церковного употребления, эта форма креста, к примеру, была официально принята орденом святого Иоанна Иерусалимского, образовавшимся на острове Мальта и открыто боровшимся против масонства, организовавшего, как известно, убийство Российского Императора Павла Петровича - покровителя мальтийцев. Так появилось наименование - "мальтийский крест".

Крест "гамматический", на Западе "crux gammata"

"Боже воинств небесных и земных, - восклицает святитель Филарет Московский, - Твоею помощью победивший врагов Пророк не без Твоего мановения поставил памятник победы и нарек его "камнем помощи" (1 Цар. 7:12). Вот памятник, без сомнения, благословенный и священный, потому что им благословляется и святится имя Господа Помощника. "Благослови, - просит святитель Господа, - памятник не только мужества и побед Христолюбивых Русских воинов, но и Твоей помощи, которою они победоносны и непобедимы" (Слова и речи, М., 1877 г., т. 3, стр. 130; Слова и речи, М., 1885 г., т. 5, стр. 14).

      Но разве славят Христа-Искупителя памятники, попирающие ногами Его святой Крест? Разве достойны благословения Божиего ваятели, заставившие Русских воителей - Алешу Освободителя, Маршала Жукова и других - топтать Крест Его? Согласно 73-му правилу Пято-Шестого Вселенского Собора, все, кто изображает крест там, где он может быть попираем ногами, предаются проклятию и отлучаются от Церкви: "Поелику животворящий Крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, чрез что мы спасены от древнего грехопадения. Посему и мыслию, и словом, и чувством поклонения ему принося, повелеваем: изображение креста, начертываемое некоторыми на земле, совсем изглаждати, дабы знамение победы нашей не было оскорбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертывающих на земле изображение креста повелеваем отлучати".

      Всем, и особенно христианам, полезно для души знать и никогда не забывать, что Вселенская Церковь Христова употребляет гамматическую форму креста уже две тысячи лет и что "крест всякой формы", - как учит святой Феодор Студит, - есть истинный Крест"!

      От известных церковных и светских специалистов по истории и археологии можно узнать, что среди разных форм креста "также была в употреблении форма креста гамматического, состоящего из (греческой буквы) гаммы", - как сообщает архимандрит Гавриил в книге "Руководство по литургике, или наука о Православном Богослужении, для Духовных Семинарий", издания 1886 года в Твери. А из книги "Христианская Символика" графа А.С. Уварова можно узнать, что гамматический крест изображен на потире (сосуде для причащения) уже в IV веке. В альбоме же "Византийская миниатюра" можно прочитать о том, что в IX веке по заказу императрицы Феодоры в императорском скриптории было изготовлено Евангелие, украшенное золотым орнаментом из гамматических крестов, с элементами античного орнамента меандра (М., 1977, стр. 13, таб. 4).

3.3. Крестное знамение и нательный крест

Крест есть орудие или знамя победы над грехом и смертью. Вот почему, чтобы выразить нашу веру в Иисуса Христа, Спасителя нашего, мы носим на теле крест, а во время молитвы изображаем на себе правою рукой знак креста или осеняем себя крестным знамением. Сложенные три первых пальца вместе выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как Единосущную и Нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают. Что Сын Божий, по сошествии с неба, будучи Богом, стал человеком. Осеняя себя крестным знамением, мы кладем сложенные так пальцы: на лоб – для освящения нашего ума, на чрево – для освящения наших внутренних чувств, потом на правое и левое плечи – для освящения наших сил телесных. Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло, и творить добро, но только мы должны помнить, что крест нужно полагать правильно и неспешно, иначе будет не изображение креста, а простое махание рукой. Чему и радуются бесы.

Небрежным совершением крестного знамения мы показываем свою непочтительность к Богу – грешим, грех этот называется кощунством.

Осенять себя крестным знамением, или креститься, нужно во время молитв по приближению ко всему святому: когда входим в храм, когда преклоняемся иконам, креститься еще надо во всех важных ситуациях в жизни: в опасности, в горе и в радости.

Когда мы крестимся не во время молитвы, то мы мысленно, про себя, говорим: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь», выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию. Слово «Аминь» - значит: истинно, правда, да будет так.

3.4. Крестный ход

Так же, как святые иконы, Крестные ходы получили свое начало из Ветхого Завета. Древние праведники часто совершали торжественные и всенародные шествия с пением, трубоглашением и ликованием. Повествования об этом изложены в священных книгах Ветхого Завета: Исход, Числа, книги Царств, Псалтирь и других.

      Первыми прообразами Крестных ходов были следующие события: путешествие сынов Израилевых из Египта в землю обетованную; шествие всего Израиля вслед ковчега Божия, от которого последовало чудесное разделение реки Иордана; торжественное семикратное обхождение с ковчегом вокруг стен Иерихонских, при котором совершилось чудесное падение неприступных стен Иерихона от гласа священных труб и возглашений всего народа; а также торжественные всенародные перенесения ковчега Господня царями Давидом и Соломоном.
Позднее Крестным ходом стало называться торжественное шествие священнослужителей и верующих мирян с иконами, хоругвями и другими святынями.

Крестные ходы совершаются в ежегодные, установленные для них особые дни:

- на Светлое Христово Воскресение – Пасхальный Крестный ход;

- в праздник Богоявления для Великого освящения воды в память

Крещения Господа Иисуса Христа в водах Иордана;

- в праздник второго Спаса 1/14 августа для водоосвящения,

- а также в честь святынь и великих церковных или государственных событий.

     Существуют также чрезвычайные Крестные ходы, устанавливаемые Церковью по особо важным случаям.

С особенной торжественностью празднуется Светлое Воскресение Христово. Начинается Пасхальное богослужение еще в Великую субботу, поздно вечером утреней. На утрени, после полунощницы совершается Пасхальный Крестный ход – молящиеся во главе с духовенством выходят из храма, чтобы совершить торжественное шествие вокруг храма. Подобно женам мироносицам, встретившим Воскресшего Христа Спасителя вне Иерусалима, христиане встречают весть о наступлении Светлого Христова Воскресения вне стен храма – они как бы шествуют навстречу Воскресшему Спасителю.

      Пасхальный Крестный ход идет со свечами, хоругвями, кадильницами и иконой Воскресения Христова под непрерывный трезвон колоколов. Прежде чем войти в храм, торжественное Пасхальное шествие останавливается при дверях и входит в храм лишь только после трижды прозвучавшей ликующей вести:
      – Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав! Крестный ход входит в храм, подобно тому как жены мироносицы пришли в Иерусалим с радостной вестью ученикам о воскресшем Господе.

Крестный ход с плащаницей на Страстной седмице - это скорбный и плачевный крестный ход, который совершается в воспоминание погребения Иисуса Христа, когда благообразный Иосиф с Никодимом, в сопровождении Матери Божией и жен мироносиц, несли на руках умершего на кресте Иисуса Христа. Они шли от горы Голгофы до виноградника Иосифа, где была погребальная пещера, в которую, по обычаю иудейскому, положили тело Христово. От горы Голгофы до погребальной пещеры расстояние было около 60 метров.

      В воспоминание сего священного события – погребения Иисуса Христа – и совершается этот Крестный ход с плащаницей, которая представляет тело умершего Иисуса Христа, как оно было снято с креста и положено во гроб.

      Апостол говорит верующим: "Поминайте мои узы" (Кол. 4, 18). Если Апостол заповедует христианам воспоминать его страдания в узах, то насколько сильнее мы должны воспоминать страдания Христовы. Во время страданий и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа на Голгофе мы не жили и не разделяли тогда скорби с Апостолами, поэтому в дни страстной седмицы мы воспоминаем их скорби и сетование об Искупителе нашем.

     Всякий, именуемый христианином, отмечающий скорбные минуты страданий и смерти Спасителя, не может не быть участником и небесной радости Воскресения Его, ибо по словам Апостола: "С Ним страждем, да с Ним и прославимся" (Рим. 8, 17).

Чрезвычайные Крестные ходы совершаются с разрешения епархиальных церковных властей по случаям особенно жизненно важным для прихода, епархии или всего народа православного – при нашествии иноплеменников, при нападении губительной болезни, при голоде, засухе или иных бедствиях.

От Крестного хода Иордан разделился и стены Иерихонские пали. Вот и у нас во время различных наказаний гнева Божия за грехи наши глада, засухи, мора, губительной болезни на людей и на скот, нападения врагов на отечество совершаются Крестные ходы. Поэтому ими вместе с общей молитвой, постом и покаянием, по примеру ниневийских жителей, избегаем праведного наказания, посылаемого нам от Бога.

3.5. Крест в богослужении, облачении священника
и устройстве храма

Крест явился орудием нашего спасения. Вот почему с первых времен христианства крест является символом веры во Христа и служит у христиан предметом особого почитания.

Священник, по примеру Христову, перед освящением Святых Даров, благословляет оные, ибо Христос, взяв хлеб, благословил его и преломил. Хотя благословение Христово было не знамение креста, но Церковь не научилась и не привыкла освящать что-либо без крестного знамения. Крестное знамение, которым освящают Святые Дары, как и другие действия, совершаемые прежде и после упоминаемых в Евангелие, имеют начало в древнем Апостольском Предании. Василий Великий говорит: «Слова призывания при преломлении хлеба в Евхаристии и Чаши благословения кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, которые Апостол и Евангелие упоминают, но и иные прежде, а иные после произносим, яко великую силу имеющие, прияв их от неписаного учения.

Крест священника свидетельствует о том, что он есть служителем Иисуса Христа, пострадавшего за грехи мира и должен иметь Его в сердце своем и подражать Ему. Двух конечная цепь креста – знамение заблудшей овцы. Крест и цепь делают серебряно вызолоченными.

В начале XIX столетия священников стали награждать в особых случаях крестами с украшениями. Указом Святейшего Синода от 24 февраля 1820 года отбывающим за границу русским священником благословлялось носит там особые золотые кресты, выдаваемые из кабинета императора. Такие кресты получили название «кабинетные».

Государственным указом от 14 мая 1896 года был введен в церковное употребление крест, являющийся знаком отличия всякого священника и иеромонаха. Этот крест, возлагаемый с тех пор при иерейской хиротонии, серебряный восьмиконечной формы с рельефным изображением распятого Спасителя на лицевой стороне и надписями в верхней части. Крест с серебряной цепью из одинарных удлиненных колец. Кресты 1896 года стали непременным знаком отличия иереев, который они носят за богослужением поверх ризы, их могут носить в повседневной обстановке поверх рясы, а кресты 1897 года так и остались наградными. Кроме того, в XIX веке протоиереям стали выдавать как награду кресты с украшениями, подобные архиерейским наперсным крестам.

Наружный вид храма отличается от обыкновенного здания тем, что над храмом возвышается купол, изображающий небо. Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест, во славу Главы Церкви - Иисуса Христа. Внутреннее убранство храмов украшают настенные росписи, в том числе и орнаменты, содержащие в своем рисунке кресты самых разнообразных форм, вплетающиеся в канву орнаментальной росписи.

Крест присутствует в убранстве храма абсолютно везде. Крест находится в алтаре и на престоле, крест изображают на сводах храма, крест «Распятие» великим постом поставляется на самом видном месте храма.

Крест Христов есть великое знамение – знамение нашего искупления и одновременно – знамение неизреченной любви Божией к падшему человеческому роду.

4. Крестный путь христианина

Крест – основной символ христианства. Крест – средоточие скорби и крест же – защита и источник радости для христианина. Почему нужен был крест? Почему недостаточно было ни проповеди Христа, ни Его чудес? Христос неоднократно говорил, что именно ради этого момента Он пришел в мир. Последний враг, древний враг, с которым сражается Христос – это смерть, и именно ее Господь побеждает крестной смертью. Православный путь христианина – это путь Креста и подвига. Иными словами, это путь терпения, перенесение скорбей, преследований и гонений за имя Христово, и опасностей и угроз от врагов.

Такой путь следования за Христом прошли апостолы. Следуя путем Христовым, апостолы закончили свой подвиг жизни мученической смертью. Таков крест не только отдельного христианина, но и всей соборной Церкви: «быть гонимым за крест Христов», как это представлено в видениях апостола Иоанна Богослова в Апокалипсисе. Церковь. Во многие периоды своей истории претерпевала сильные скорби, преследования и мученическую смерть своих лучших служителей. Надо всегда помнить, что каждый из нас имеет свой крест. Это различные беды и напасти, скорби и печали, которые напоминают человека в жизни этой. Крест – даяние Господа, а потому нести его надо смиренно, не ропща и не изнемогая под тяжестью его. Ибо он дает каждому по силам его – сколько кто сможет нести.

Митрополит московский Платон различает, что у христианина есть внешний и внутренний крест.

Внешний крест – это тот, «которым нас со стороны обременяют, ибо отрекшись от себя и следуя добродетели, надо на себя поднять целый полк порабощенных страстью людей». Спаситель говорил по этому поводу своим ученикам: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:19).

Внутренний крест – это «победить внутри нас воюющие с разумом страсти, то есть гнев, зависть, леность, сребролюбие, славолюбие, похоть, невоздержание и прочее, а вместо того укрепить себя терпением, великодушием, кротостью, воздержанием, трудолюбием, молитвой». По слову апостола Павла: «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24).

Через Крест создано наше спасение, потому и мы должны достигать его путем крестным – путем христианских подвигов, молитвы и труда. Сам Господь велел нам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». (Мф. 16, 24)

Что значит отречься от себя?

Под словами этими подразумевается то, что человек должен не иметь ничего своего и ничто не делать по своему, а подобает ему предать всего себя воле Божией.

Что значит взять крест свой?

Каждый из нас имеет крест. Это различные беды и напасти, скорби и печали, которые постигают человека в жизни этой. Крест – даяние Господа, а потому нести его надо смиренно, не ропща и не изнемогая под тяжестью его. Ибо Он дает каждому по силам его – сколько кто сможет снести.

Что значит последовать Христу?

Это означает жить по заповедям Его, начертанным в Евангелии. И согласно им распинать на кресте своем все противное Богу...


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Аверкий (Таушев), архиепископ. Крест Христов. Орудие
    нашего спасения
  2. Вениамин, архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Новая скрижаль. В 2т.
  3. История развития формы креста. Издание православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
  4. Кобзарь Сергий, диакон. Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом/ 3 изд.
  5. Настольная книга священнослужителя. Т.4
  6. Никифор, архимандрит. Библейская энциклопедия
  7. Слободской Серафим, прот. Закон Божий.
  8. Помазанский Михаил, протопресв. Догматическое богословие.
  9. Христианство. Энциклопедический словарь. В 3 т./ под ред. Аверинцева С. С

Вернуться