1. Писанка дохристианского периодаРасписанное яйцо, приготовленное к празднику Пасхи, воспринимается как традиционный обычай. А ведь пысанка имеет свою историю, символику, ритуальное значение. Наиболее распространена легенда о красном яйце, которая возникла с началом
христианства, такие же легенды существуют про пысанки.
2. Пысанка христианского периода.С принятием христианства началось переосмысление религиозных обычаев.
Нет в Европе другого края, где бы переход из дохристианства в христианство
прошел так гармонично, как в Украине. Христианство не только не уничтожило
большую часть давних обычаев солярного культу, но и дало тем прадавним
обрядам и обычаям новую христианскую интерпретацию, что подняло к новому
расцвету наш край. 3. Легенды о происхождении пысанок и крашанок *Существует предание, что святая равноапостольная Мария Магдалина, вскоре по вознесении Спасителя на небо, отправилась в Рим. Там, она явилась к императору Тиверию со словами "Христос Воскрес" поднесла ему красное яйцо и начала проповедывать о Христе. Богословы внимательно изучали вопрос, могла ли святая Мария Магдалина действительно быть в Риме и поднести Тиверию красное яйцо. Они собрали ряд свидетельств, безспорно доказывающих древность обычая дарения красных яиц у христиан. В монастыре святой Анатолии близ Фессалоники хранится пергаментная рукопись, писанная в Х веке и содержит церковный устав. В конце его, после молитв на Пасху имеются следующие слова: "Читаются также молитвы на благословление яиц и сыра, и игумен, целуя братий раздает им яйца и говорит: "Христос Воскрес! Так мы приняли от святых отцев, которые сохранили сие обыкновение от самих апостольских времен. Ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала пример радостного дароприношения". По рукописи " Номоканон Фотия" (не ранее ХIII в.) игумен даже подвергает наказанию того монаха, который в день Пасхи не ест красного яйца, ибо таковой, говорит номоканон, противится апостольским преданиям. Богословы объясняют и значение красной окраски пасхального яйца: с одной стороны, красный цвет должен быть знаком радости и веселия по поводу радостного христианского праздника, а с другой, он должен напоминать благочестивому взору христианина и потоки пролитой за нас священной крови Богочеловека (ср. Апокал. V, 12 и Исаии LXIII, 12). Известен факт, что в гробницах первых христиан находили искусственные яйца. Boldetti нашел в гробнице одного мученика, имени которого он не приводит, а также между останками Бальбины-девы и Феодоры-мученицы мраморные яйца совершенно похожие на куриные. Он же не раз находил в гробницах мучеников скорлупу куриных яиц. У профессора Н. Сумцова приведена такая легенда, записанная в Харьковской губернии: "Когда Христос Воскрес из мертвых, то сказал тем жидам, которые стерегли Его гробницу: "Идите и скажите всем: Христос Воскрес. А чтобы вам поверили, вот вам знамение - и дал им всем по крашанке, которые взял из Своего гроба". - Здась легенда как будто признает, что яйца были положены Спасителю в гроб до Его воскресения. * По материалам книги "Описание коллекции народных писанок" (Лубенский Музей Е. И. Скаржинской) Етнографический отдел. Составил С. К. Кульжинский - 1899. - В 2 вып. - Вып.1. - 176 с. |