1. Писанка дохристианского периода
  2. Писанка христианского периода
  3. Легенды о происхождении пысанок и крашанок

1. Писанка дохристианского периода

Расписанное яйцо, приготовленное к празднику Пасхи, воспринимается как традиционный обычай. А ведь пысанка имеет свою историю, символику, ритуальное значение.

Наиболее распространена легенда о красном яйце, которая возникла с началом христианства, такие же легенды существуют про пысанки.
На самом деле история пысанки, ее значение и символика берут свое начало из глубокой древности.

Пысанка княжеского периода..."Наиболее давние упоминания использования писанок при лечении болезней и в играх находятся в памятках ХІІІ ст. О продолжении традиций служит тот факт, что в округе Бильча Золотого на Галицком Подолье (известного из-за находок трипольской культуры) еще и сейчас расписывают на пысанках такие же спирали, как на вазах из неолита" [Горняткевич Д. Писанки. Энциклопедия украинознавства: В 3 т. - К., 1994. - Т. 1. - С. 310-313].
Пысанка была уже в использовании у наших далеких предков - антов, что подтверждается археологическими находками при раскопках стародавних могил. И, без сомнения, пысанка принадлежала к древним верованиям в ритуалах, принадлежащих солнечному культу.
Птица - вестник весны-радости и вообще вестник солнца. Она обитает в небе, несет людям радость из неба, от солнца. А в себе носит яйцо - эмблему солнца - жизни, рождения, воскресения. Потому почти все птицы особенно были в почете у наших предков. В давние времена был обычай держать у себя в доме всю зиму птичку, а потом отпускать на волю (на Благовещение). Всегда вольных птиц подкармливали, подкармливают и теперь.
Таким образом, еще тогда, на заре жизни человека, яйцо было эмблемой Солнца-Весны, частью огромной жизненной силы. Поэтому понятно, что птичье яйцо в силу верований в духов-душ и позже - анимистического мировосприятия было амулетом, с помощью какого человек привлекал к себе добрые силы, а злые - отгонял. Потому и сам процесс изготовления пысанки не был таким простым, как наблюдаем теперь. Процесс длился в определенное время, избранными женщинами-матерьми, с необходимыми "молитвами - формулами - заговорами", с изображением волшебных знаков-рисунков и соответственными красками.
В древние времена пысанки были гусиные, утиные, журавлиные (журавли еще в ХVII ст. были домашними птицами на Украине), А уже позже - куриные. Но дело не в этом. Изучая узоры древней пысанки ХVІ - ХVІІ ст., мы видим, что каждый узор - это не просто орнамент - фантазия отдельных людей, это не было просто желанием сделать обычное яйцо красивым… Нет! Орнамент на пысанках имел аллегорический и условный анимистический смысл, и отвечал полностью синкретическим играм - символам на празднике весны.

2. Пысанка христианского периода.

С принятием христианства началось переосмысление религиозных обычаев. Нет в Европе другого края, где бы переход из дохристианства в христианство прошел так гармонично, как в Украине. Христианство не только не уничтожило большую часть давних обычаев солярного культу, но и дало тем прадавним обрядам и обычаям новую христианскую интерпретацию, что подняло к новому расцвету наш край.
Так, сырое расписанное яйцо - в доисторических временах несло смысл жизни, что в виде птенца прорывается сквозь скорлупу, в христианском понимании становится символом воскресшего Христа, который победив смерть, дарит человечеству вечную жизнь. Точно также, интерпретируются все символы на украинской пысанке.

3. Легенды о происхождении пысанок и крашанок *

Существует предание, что святая равноапостольная Мария Магдалина, вскоре по вознесении Спасителя на небо, отправилась в Рим. Там, она явилась к императору Тиверию со словами "Христос Воскрес" поднесла ему красное яйцо и начала проповедывать о Христе.

Богословы внимательно изучали вопрос, могла ли святая Мария Магдалина действительно быть в Риме и поднести Тиверию красное яйцо. Они собрали ряд свидетельств, безспорно доказывающих древность обычая дарения красных яиц у христиан. В монастыре святой Анатолии близ Фессалоники хранится пергаментная рукопись, писанная в Х веке и содержит церковный устав. В конце его, после молитв на Пасху имеются следующие слова: "Читаются также молитвы на благословление яиц и сыра, и игумен, целуя братий раздает им яйца и говорит: "Христос Воскрес! Так мы приняли от святых отцев, которые сохранили сие обыкновение от самих апостольских времен. Ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала пример радостного дароприношения". По рукописи " Номоканон Фотия" (не ранее ХIII в.) игумен даже подвергает наказанию того монаха, который в день Пасхи не ест красного яйца, ибо таковой, говорит номоканон, противится апостольским преданиям. Богословы объясняют и значение красной окраски пасхального яйца: с одной стороны, красный цвет должен быть знаком радости и веселия по поводу радостного христианского праздника, а с другой, он должен напоминать благочестивому взору христианина и потоки пролитой за нас священной крови Богочеловека (ср. Апокал. V, 12 и Исаии LXIII, 12).

Известен факт, что в гробницах первых христиан находили искусственные яйца. Boldetti нашел в гробнице одного мученика, имени которого он не приводит, а также между останками Бальбины-девы и Феодоры-мученицы мраморные яйца совершенно похожие на куриные. Он же не раз находил в гробницах мучеников скорлупу куриных яиц. У профессора Н. Сумцова приведена такая легенда, записанная в Харьковской губернии: "Когда Христос Воскрес из мертвых, то сказал тем жидам, которые стерегли Его гробницу: "Идите и скажите всем: Христос Воскрес. А чтобы вам поверили, вот вам знамение - и дал им всем по крашанке, которые взял из Своего гроба". - Здась легенда как будто признает, что яйца были положены Спасителю в гроб до Его воскресения.

* По материалам книги "Описание коллекции народных писанок" (Лубенский Музей Е. И. Скаржинской) Етнографический отдел. Составил С. К. Кульжинский - 1899. - В 2 вып. - Вып.1. - 176 с.

Вернуться