Автопортрет
1840 г.9 марта день памяти Тараса Григорьевича Шевченко. Это одна из тем сегодняшнего собрания в молодёжном клубе. О Шевченко, его отношении к Православию (которое очень трудно оценить в наше время, после длительного периода атеистической пропаганды) рассказала Маринкевич Светлана.

Сегодняшний рассказ - это не доклад, а зарисовка, размышление. Хотелось бы, чтобы у вас возник интерес к дальнейшему изучение творчества Тараса Григорьевича.

Вопрос о христианском мировоззрении Шевченко сейчас один из самых противоречивых в шевченоковедении. И это не потому, что у самого Шевченко на этот счёт были противоречивые, путаные мысли - нет, а потому, что есть большая разница в подходах к этому вопросу у исследователей его творчества.

Сейчас существует четыре основных взгляда на религиозность Шевченко:

  1. Шевченко - как христианин;
  2. раздвоенность в отношении: с одной стороны страстные, романтические обращения к Богу, с другой - эпикурейский образ жизни - с выпивками и развлечениями;
  3. взгляд на Шевченко как на богохульника;
  4. Шевченко - абсолютный атеист.

Это основные, несколько предубеждённые, взгляды на духовность Шевченко; при желании их можно увеличить, трактуя вырванные из контекста исторических условий произведения с необходимым для себя смыслом, как это сейчас часто и происходит, когда любая религиозная конфессия или политическое течение в Украине считает его выразителем своих взглядов.

Если бы хотя бы сто лет назад возник вопрос о атеизме Шевченко, то это вызвало бы только улыбку. Особенно это становится понятно, если вспомнить, что он был сердцем Кирилло-Мефодиевского братства, которое не до конца принимало социально-революционные веяния времени и искренне верило, что по настоящему реформировать общество можно только на основах христианства.

В советские времена в печатные издания были внесены изменения, не соответствующие рукописям Шевченко. В некоторых произведениях была изменена пунктуация, приведшая к сильному искажению смысла. Так, например, в стихотворении, написанном в ссылке:

Я так її, я так люблю
Мою Україну убогу,
Що проклену святого Бога,
За неї душу погублю.

Факсимильный вид "Малої книжки" не имеет запятой в третей строчке, после слов "святого Бога", которая работала на идеологию режима. Конечно же, во всех советских изданиях "Кобзоря" слово "Бог" писалось с маленькой буквы.

Бог, Господь - это наиболее употребимые слова в "Кобзаре", однако это не исчерпывает всех Шевченковских противоречий.

Шевченко был с детства крещён в Православной Церкви, посещал православные храмы, а его многочисленные обращения к Лицам Святой Троицы, к Богородице и некоторым святым, также как и почитание икон - всё это указывает на православное мировоззрение.

Свята родина.
Офорт с картины Мурильё.
1858 г.В наследии Шевченко много тем, основанных на Священном Писании. Он любил Библию и Евангелие, чтил Отцов Церкви. Из этих источников брал свои мотивы, подражал псалмам Давидовым. Большое место церковная тематика занимает в его художественном наследии. Это такие произведения, как масляные полотна "Спаситель", "Образ Рождества Богородицы", "Запрестольный образ Божьей Матери"; акварель "Освобождение апостола Петра из темницы", много работ с изображением различных церквей, в частности церквей Киево-Печерской Лавры. Часть картин на евангельские темы была утеряна, а часть хранится в различных музеях. В изданном им букваре для детей на первых страницах напечатаны молитвы. В его произведениях нет неуважения, высмеивания, непочтительного отношения к Господу.

Тогда какой же духовно-философский, мировоззренческий источник тех произведений, где звучит вопрос, а иногда даже укор Богу за его долготерпение, за бездеятельность?

Вспомним хотя бы эти строки из поэмы "Юродивый":

А ти, всвсевидящеє око!
Чи ти диволося звисока,
В сибiр невольникiв святих,
Як мордували, розпинали
I вiшали. А ти не знало?
I ти дивилося на них
I не ослiпло. Око, око!
Не дуже бачиш ти глибоко!
Ти спiш в кiотi...

Лирический герой Шевченко то будто бы укоряет Бога ("Ти, Боже, смієшсся, батечко над нами"), то задаёт риторический вопрос, видит ли Бог из-за тучи "нашi сльози й горе", то прямо спрашивает у Христа:

За кого ж ти розiп'явся, Христе, Сине Божий?
За нас добрих, чи за слово істини...
Чи може, щоб ми з тебе насміялись?

("Кавказ")

 

В этих строках чувствуется скорее интонации, сходные с ветхозаветной книгой Иова, но никак не богоборческие акценты.

В "Кобзаре" есть слова, в которых, на мой взгляд (авт.- М.С.),очень показательно выражена позиция автора по отношению к самому себе:

Я сам себе дурний дурю,
Та ще й співаючи...

Можно сказать, что она близка к позиции юродства.

В православии юродивые скрывали свою глубокую веру под маской простаков, и таким образом раскрывали лицемерие, поверхностность, формализм веры официоза, князей светских и церковных. Именно таким юродивым на распутии, химерным дурнем изображал в поэзии себя Шевченко, и в соответствии с этой маской позволял себе острые парадоксы относительно Бога и других святынь, чтобы пробиться к Богу в сердцах людей, как это делали апостолы, отцы Церкви и пророки.

Нормальный мир Шевченко - это благодатное состояние христианской души, мир души. Он разлит в его поэзии и прозе

Нормальный мир - это хорошее состояние христианской души, мир души. Он разлит в его поэзии и прозе, в его картинах. Залог этого спокойствия - жизнь в согласии с Богом.

Иллюстрацией этого душевного состояния служат строки из Шевченковского дневника, написанные во время ссылки:

"Теперь только молюсь и благодарю Его за бесконечную любовь ко мне, за посланное испытание. Он очистил, вылечил моё бедное, больное сердце. Он отвёл от моих глаз призму, через которую я смотрел на людей и на самого себя Он научил меня, как любить врагов и тех, кто нас ненавидит".
 

Запись 13 июня 1857 года:

"Не возмутим сердца любящего друга недостойным воспоминанием, забудем и простим тёмных мучителей наших, как простил милосердный Человеколюбец своих жестоких распинателей".
"Всемогущий и премилосердый Господь не оставил меня здоровым".

Спокойствие, молитвенное упование на Божью волю и смирение вылилось в поэтических рядках Шевченковского перепева Псалмов Давида:

А Бог менi помагає,
Мене заступає...
Помолюся Господеві
Сердем одиноким
І на злих моїх погляну
незлим моїм оком.
Ти , Господи, помагаєш
По землі ходити,
Ти радуєш мою душу
І серде врачуєш;
І пребудет Твоя воля
І труд Твій не всує.

("Псалмi Давидовi)

 

Обсудить статью можно на страничке нашей "Гостевой книги"

Вернуться