Вопрос к священнику

"... Читая Евангелие, я обнаружил несколько несоответствий в нем. Так, в Деяниях главе 9, стихе 7 и главе 22, стихе 9 совершенно по-разному описывается эпизод из обращения Павла; в Евангелии от Матфея, гл. 8, ст. 28, от Марка, гл. 6. ст. 2 и от Луки, гл. 8, ст. 27. называется разное количество беснватых, встретивших Христа на берегу страны Гадаринской в Евангелии от Луки, гл. 23, ст. 46, от Матфея, гл. 27, ст. 46 и от Марка, гл. 15, ст. 34, от Иоанна, гл. 19, ст. 30 по-разному описываются последние минуты земной жизни Христа и его последние слова. Прошу вас разъяснить эти несоответствия".

р.Б. Вадим, г. Харьков

Почему мы читаем Евангелие от Луки, а не от Петра, который знал Христа лично и был достаточно грамотным, чтобы писать послания?

Р. Б. Владимир, Кировоград

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ "НЕСООТВЕТСТВИЯ"

Протоиерей Георгий
(Вольховский)


Дорогой Вадим!

Благодарим за присланные тобою вопросы. Однако цель газеты - это рассказ о Православии и освещение происходящих событий современности, проблем нашей жизни с позиций православного священника. Объяснение и толкования Священного Писания не являются основной целью, и приводимые нами ссылки на Писания употребляются лишь в контексте рассматриваемых вопросов.

Поставленные тобой вопросы прекрасно освещены как в классических толкованиях Отцов Церкви, таких как Иоанн Златоуст, Иероним Евсевий, Аврелий Августин, Феофилакт Болгарский и других, так и в более поздних, таких как Архиепископ Аверкий (Таушев), написавший замечательное "Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета", которые в настоящее время несложно приобрести и которые, уверен, имеются в любой Православной библиотеке. При изучении Писания необходимо помнить, что Евангелисты не писали свои Евангелия вместе, не договаривались заранее, что должен написать один, а что другой, не сравнивали, чем отличалось одно от другого. Каждый человек по-своему воспринимает разные явления и события, и потому нет даже двух человек, которые бы рассказали или описали слово 8 слово виденное и пережитое. Один подчеркнет одну какую-либо сторону или предмет, другой - другие, и это не будет неправдой, а только дополнением и подчеркиванием разных впечатлений.

Евангелия тем и правдивы, что они не типовые или подтасованные в событиях и фактах, они реалистичны. Так, Матфей и Иоанн, как ученики Христа, были свидетелями всему. Однако, стоя у Креста в сильной духовной скорби, не все смогли запечатлеть в памяти. Марк записал все из рассказов Апостола Петра. Евангелист Лука расспросил многих "очевидцев и служителей Слова", а также тщательно исследовал все, что что было связано с земной жизнью Иисуса Христа. Это позволило ему воспроизвести события и описать их с большей полнотой. Апостол Иоанн написал Евангелие позже первых трех, так называемых "синоптических", т.е. имеющих общий взгляд. Видимо, какие-то из них он читал. Это следует из текста Евангелия, написанного им. Поэтому он написал то, что другие евангелисты опустили.

Таким образом, сравнивая все Евангелия, мы получаем полную картину событий, в которой указанные случаи являются не противоречиями или несоответствиями, а лишь взаимным восполнением и уяснением некоторых обстоятельств.

Если Евангелия воспринимать сердцем и рассматривать как Благовестив, приводящее к обoжению нашего существа, через усвоение евангельской Любви, то отмеченные тобой незначительные расхождения просто перестанут восприниматься.

2001 г.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ПЕТРА

Тем, что определяет спасительную миссию Церкви в мире, является Божественная воля, которая выражается в Священном Писании через соборность Церкви, и тем, что соборно определено быть Священным Преданием. Каждое соборное определение указывает на Божественную волю в решении того или иного вопроса словами Иерусалимского собора: "...угодно Святому Духу и нам..." (Деян. 15,28). В этом проявляется Богочеловеческая природа Церкви, в которой человеческое участие, повинуясь словам, данным Господом в молитве Господней "Да будет воля Твоя", принимает решение, водительствуясь Святым Духом. Это исключительно важно.

Так V!-й Вселенский Собор "принял и утвердил веру, догматы и правила предшествовавших ему православных вселенских и поместных соборов и святых отцев, и определил ни прибавлять чего-либо к ним, ниже убавлять". Это составляет основу Священного Предания Церкви. Седьмой Вселенский Собор не только подтвердил установленное, но и постановив, что "определения, противные постановлениям Вселенского Собора, недействительны...", строго указал дерзающим сопротивляться соборным решениям.

Соборно, под водительством Святого Духа, из множества христианской литературы первых веков был принят и Канон Священных книг. В 85-Апостольском правиле, 60-м правиле Лаодикийского Собора, 33(24)-м правиле Карфагенского Собора, в соборно принятом 39 каноническом послании св. Афанасия, в канонах св. Григория Богослова и Амфинохия Иконийского приведены списки Священных Книг Ветхого и Нового Завета. В соборно принятом послании св. Афанасия также указывалось, что для того, чтобы "некоторые из простодушных не были уклонены от простоты и чистоты хитростью человеческой и потом не начали внимати иным книгам, так называемым апокрифическим, будучи обмануты единоименностью их с истинными книгами... есть умышление еретиков, которые пишут оные, когда хотят назначают и прибавляют им время, дабы представляя их, аки бы древния, имеети способы к прельщению оными простодушных".

К таким книгам относится и упомянутое в письме апокрифическое Евангелие от Петра, Евангелие от Фомы, гностические апокрифы из Наг-Хаммади и т.д. Написание этих книг было обусловлено, во-первых, стремлением некоторых удовлетворить овладевшее ими любопытство и узнать о тех сторонах жизни и служения Иисуса, о которых канонические Евангелия не рассказывали ничего или почти ничего. Это и детство, и отрочество Иисуса, и то, что делал Иисус после смерти на кресте до воскресения, и то, как происходило само воскресение и т.д. То есть пытались как бы дополнить Евангелие всем тем, что непосредственно не касается искупительной и спасительной миссии Христа.

Во-вторых, стремлением заместить четыре Евангелия, принятые Вселенской Церковью. Все эти Евангелия, написанные позже Евангелий канонических, обнаруживают гораздо худшее знакомство с географией и обычаями Палестины, нежели канонические, что и неудивительно, если принять во внимание обстоятельства и время их написания. Перед лицом четырех Евангелий, признанных Церковью, апокрифические Евангелия, по мнению исследователей "богословски и исторически малосостоятельны", наполнены чудесами, часто поражающими своей бессмысленностью, и сказочными мотивами. Как правило, они имеют "догматические расхождения с церковным учением" и поэтому не могли быть "признаны церковью источниками вероучения", как не соответствующие ни Духу, ни Истине.

Об этом предупреждал еще Апостол Павел: "...Есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово... кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема". (Гал.1,7,9). Вопрос о "подменных" и "подложных" писаниях поставил в сочинении "Против ересей" Ириней Леонский (2.в.): "Четыре есть Евангелия, не больше и не меньше, и только пустые, неученые и наглые люди, извращая форму Евангелия, вводят их больше или меньше". О подложных Евангелиях писал и Тертуллиан, и Ориген, и Евсевий Кесарийский, который в двух местах "Церковной истории" упоминает Евангелие от Петра в числе подложных писаний. Об этом Евангелии писал и Св. Серапион (2 в), епископ Рососа (Киликия), который руководил также христианскими общинами Сирии. Серапион обнаружил, что его паства пользуется Евангелием от Петра. Сначала он это разрешил, но затем, ознакомившись с содержанием, направил верующим по поводу этого евангелия специальное послание. Серапион указал, что этим евангелием пользовались докеты, (еретическая секта, утверждающая призрачность Богочеловека).

Далее епископ пишет, что многое в нем, "согласно с истинным учением Спасителя, некоторые же заповеди прибавлены, что мы и отмечаем для вас", потому что сказано: "Не прибавляйте к тому, что я заповедаю вам..."(Вт. 4,2). Поэтому Церковь, соборно, водимая Духом Божиим, признала только тот текст Нового Завета, которым пользуется весь Христианский мир. Те же апокрифы, которые не касались вероучительной, догматической стороны (протоевангелие Иакова, об истории рождения Девы Марии, или евангелие Никодима, о сошествии Христа во ад), признаются Церковью как Церковное (не путать со Священным) Предание.

Разум одного человека и даже группы единомышленников не выше соборного разума Церкви. Ищущий спасения должен не умствовать, а совершать его в смирении и простоте сердца, вверив себя Церкви, глава которой Христос.

2002 г.

Продолжение темы - статья "Евангелие от Петра"


Обсудить статью можно на страничке нашей "Гостевой книги"

Вернуться