ПАСХАЛЬНАЯ ИКОНА

Классической Пасхальной иконой Православной Церкви является икона "Сошествие во ад". На ней Воскресение Христа связывается со спасением людей. Распятый в пятницу, и, воскресший в воскресение, Христос в субботу нисходит во ад (Еф.4,8-9; Деян.2,31), чтобы вывести оттуда людей, освободить пленников.

Первое, что бросается в глаза в иконе - это то, что в аду находятся... святые. Люди в нимбах окружают Христа, сошедшего в преисподнюю и с надеждой смотрят на Него. До пришествия Христова, для нас был закрыт путь в Царство Небесное. Даже в смерти праведник не соединялся с Богом. Но на иконе среди встречающих Спасителя есть люди не только с нимбами, но и без них. Все те, кто искал Единого Бога, даже среди язычников, чья совесть вела к служению Богу и добру - все они искали именно Христа (еще не зная Его имени) и были узнаны и признаны Им как Его и спасены.

На первом плане иконы мы видим Адаму и Еву. Это первые люди, лишившие себя Богообщения, но они же дольше всего ждали его возобновления. Рука Адама, за которую его держит Христос, бессильно обвисла: нет у человека сил самому, без помощи Бога, вырваться из пропасти Богоотчужденности и смерти. Но другая его рука решительно протянута ко Христу: Бог не может спасти человека без самого человека. Благодать не насилует. По другую сторону от Христа - Ева. Ее руки протянуты к Избавителю. Но - значимая деталь - Ева вся, с головы до ног покрыта одеждой. Это знак ее покаяния, понимания всецелой своей отделённости от Бога (одежда дана людям после грехопадения). Ее руки некогда совершили грех. Ими она сорвала плод с древа познания добра и зла, желая получить причастие к Высшей Истине, не любя саму Истину, не любя Бога. И вот теперь перед нею снова Истина, ставшая плотью - Христос. И Ева не дерзает самочинно коснуться Христа. Но моля, ждет, когда Он обратится к ней.

Центральный сюжет иконы - Христос. Господь ворвался в ад, и сокрушенные им врата ада, разломанные, лежат под Его ногами. Христос пришел, чтобы вывести людей из места скорби. Подъем еще не начался. Но только что закончился спуск: одежды Христа еще развеваются (как после стремительного спуска). Перед нами - точка Предельного нисхождения Христа, от нее путь пойдет ввысь, от преисподней - в Небо. Предельная точка Божественного нисхождения оказывается начальной опорой человеческого восхождения. "Бог стал человеком, чтобы человек стал богом" - такова золотая формула православного понимания человека.

Икона раскрывает суть Православия: совмещает в душе молящегося Великую Субботу (когда было сошествие во ад) и Пасхальное Воскресение. Совмещает покаянные чувства завершающих дней Великого Поста и всерастворяющую радость Пасхи.

Материал подготовлен по книге дьякона Андрея Кураева "Школьное Богословие"
.Вернуться